Причина беды Призыв

Причина беды

Геннадий Кучинский, старший электромеханик участка Челябинской дистанции электроснабжения

Благодаря труду и идеям этого человека удалось сберечь не одну жизнь

На изобретательство кого-то толкает азарт, кого-то  желание доказать, что он не хуже других, многих привлекает и материальная сторона: автору положена пусть и небольшая, но выплата. Однако Геннадий Кучинский всегда берётся за усовершенствования по другой причине: он стремится сделать технику надёжней и безопасней для человека. Для него это принципиально.
– Судите сами. Буквально на днях Кучинский подал очередное рацпредложение, которое позволит сберечь двигатели МОГ (механизм очистки гололёда). Оно стало для автора 115-м по счёту. Но поражает даже не количество новинок – большинство из них, как оказалось, родились именно по следам разного рода ЧП, – не скрывает эмоций инженер ЭЧ-1 Челябинск Ксения Василевская.
Она специально пролистала трудовую книжку новатора и нашла подтверждение своим словам на страницах «Сведения о поощрениях и награждениях». Вдумайтесь: в документе отметками о рацпредложениях заняты пятнадцать разворотов! А страничка, где отражаются факты трудовой биографии, поражает малым количеством записей: в 1972 году пришёл на работу в Челябинскую дистанцию электроснабжения – 
в район контактной сети Полетаево, в 1974-м перешёл в бригаду релейной защиты ремонтно-ревизионного участка, в 1985-м её возглавил, а с 2009-го занимает должность старшего электромеханика цеха. Вот, собственно, и всё.
Может быть, невероятная направленность на безопасность связана с личной историей новатора.
– Я  потомственный железнодорожник. Мой папа, Лаврентий Лаврентьевич, работал машинистом. В 1955 году, когда мне было два года, он погиб при страшном крушении под Шумихой. Многие старые сотрудники помнят о том случае. Папа заставил помощника с кочегаром спрыгнуть, а сам остался на локомотиве. Мама, молодая совсем, осталась вдовой, – тихо рассказывает Геннадий Лаврентьевич.
Именно поэтому одно из самых дорогих его сердцу изобретений – система защиты от схлёстывания проводов дистанционного управления мачтовыми разъединителями контактной сети.
– В регионе проходили ремонтные работы. Путейцы жили на станциях в вагончиках. И, как на грех, в это время шёл чемпионат мира по футболу. И путейцы попытались «подцепиться» к проводам дистанционного управления мачтовых разъединителей, чтобы «запитать» телевизор. Не положено, конечно, так делать, но люди есть люди… Закончилось всё трагически – человек сгорел. Вот тогда я и сел за схему, которая позволила полностью исключить возможность несанкционированного вмешательства в работу мачтового разъединителя. После её начали использовать на всей сети дорог, – поясняет Геннадий Кучинский.
Рассказывая о творческих исканиях, автор жалеет только об одном:  действовать ему приходится уже по следам происшествий:
–  Получается, пока гром не грянет, кто-то не перекрестится. Эх, если бы раньше подумал – человек бы остался жив!
Что касается последнего предложения, то оно тоже родилось по следам ЧП. 
– Как показала практика прошлых лет, во время эксплуатации механизма очистки гололёда при низких температурах велик шанс, что двигатель сгорит. Цепочка здесь такая: масло застывает в редукторе, редуктор заклинивает, и двигатель не может его провернуть. Поэтому выходит из строя. Казалось бы, в такой ситуации сделать ничего нельзя. Но если разбираться дальше, то выяснится, что первооснова проблемы в другом. Что делает обычный автолюбитель, если у машины не заводится двигатель? Он обязательно проделает подобную процедуру несколько раз  в надежде, что случится чудо и техника оживёт. Наши специалисты, управляющие МОГами, тоже люди. И дей- ствуют по такой же схеме. А электродвигатель механизма очистки гололёда может выдержать большой пусковой ток лишь непродолжительное время. Раз попытались завести, другой – и сгорел двигатель, – обстоятельно рассказывает Кучинский.
В итоге на свет появилась схема защиты трехфазного двигателя, способная противостоять холоду и человеческому упорству. Причём сложного в ней ничего нет:
– Она содержит два реле напряжения, подключённых после пускателя, и тепловое реле, – поясняет автор.
Учитывая, что только за прошлую зиму у местных специалистов «полетели» более десяти двигателей, его ноу-хау явно застрахует энергетиков от возможных проблем в будущем.
За долгую новаторскую жизнь он подготовил десятки учеников. 
– Всегда им говорю: не копайтесь, не мудрствуйте! Схема одна: сначала надо разобраться, почему случилось то или иное событие. Найдите первопричину! Может, такое произошло в результате неправильной эксплуатации? Или здесь конструкторская недоработка?
Кстати, о конструкторских недоработках. К труду наших проектировщиков Геннадий Лаврентьевич относится с большим уважением, однако никогда не забывает их «перепроверять».
Так, когда на дорогу поступили первые ВАБ-43 (выключатели автоматические быстродействующие), Кучинский не по-стеснялся и буквально до микросхемы их разобрал. Разумеется, проделал это виртуально. А потом и выявил недочёты уже реальные. 
– К нам приезжал главный конструктор после года эксплуатации. И я ему передал список замечаний. Новая партия  уже была доведена до ума.
– Приятно было?
– Да причём тут «приятно – не приятно»? Главное, людям удобнее стало работать, – 
отвечает Геннадий Лаврентьевич.
Кстати, высшего технического образования у дотошного новатора нет.
– Мы с Валей поженились сразу после окончания техникума. Через несколько лет вместе документы подали в институт. Потом подумал и  говорю: «Валя, у нас двое ребятишек, тяжело вдвоём учиться будет. Давай так: я электриком всегда проработаю, а вот тебе надо диплом получить!». Конечно, и к зачётам, и к экзаменам готовиться супруге помогал, – поясняет сделанный выбор Кучинский.
А ещё на работе его используют в качестве «радара»: если есть сомнения, принимать ли человека в цех, его просто отправляют к электромеханику на беседу:
– Мне зачастую достаточно поговорить с претендентом пять минут, чтобы понять, что он за специалист, стоящий или нет, – 
бесхитростно объясняет новатор.
Значит, и в этом случае Кучинский выступает в качестве защитного барьера между работой и проблемой.

Автор: Марина Пономарева