Судьба Барабанщикова
Юрий Барабанщиков, машинист эксплуатационного локомотивного депо Северобайкальск
Юрий Барабанщиков предотвратил серьезную аварию
С машинистом первого класса эксплуатационного локомотивного депо Северобайкальск Юрием Барабанщиковым мы договорились встретиться в собкоровском пункте нашей редакции. Причём он пришёл на десять минут раньше оговорённого времени.
– Привычка, укоренившаяся за многолетнюю практику жизни на колёсах, – пояснил он. – В нашей профессии опаздывать нельзя, порой счёт идёт не на минуты даже – на секунды...
Зоркость и оперативность – отменные
В ту секунду, когда перед его глазами предстала зловещая картина подмыва бурной рекой основания земполотна железной дороги, сердце вздрогнуло, а по спине побежали мурашки. Они переглянулись – в глазах помощника машиниста Игоря Швецова также застыла тревога. Шутка ли, при дальнейшем негативном развитии событий этот подмыв однозначно был чреват большой бедой. Под откос, в бездонную горную пропасть, могли рухнуть идущие следом тяжеловесные грузовые составы и – не дай Бог! – пассажирские поезда…
Мгновенно оценив возможные тяжёлые последствия чрезвычайной ситуации, Юрий Барабанщиков в срочном порядке вызвал по радиосвязи дежурного по станции Кунерма и, сообщив ему о подмыве земполотна и точных координатах, предложил принять все необходимые меры.
Так вечерней порой 21 мая нынешнего года локомотивная бригада пассажирского поезда № 98 Кисловодск – Тында на перегоне Дельбичинда – Кунерма своевременно выявила угрозу безопасности движения поездов и тем самым предотвратила беду неминучую: во второй декаде мая в горах, в верховьях реки Кунерма, прошли обильные проливные дожди. Из-за неблагоприятных погодных условий река вышла из берегов (для северных горных рек резкий, происходящий буквально в одночасье подъём уровня воды вообще
плёвое дело).
И если предположить, что в семь часов вечера машинист Юрий Барабанщиков и его помощник не заметили бы подмыв основания земполотна и проехали мимо (как до этого проехал ряд проверяющих), то за ночь мощный паводковый поток разбушевавшейся реки мог подчистую смыть железнодорожную насыпь. Осталась бы висеть над бурными кипящими волнами лишь рельсошпальная решётка – хотя и её могли порвать и унести за собой стремительно несущиеся вниз по течению коряги и топляки…
Но действия локомотивщиков запустили другой сценарий. Поднятые по тревоге путейцы во главе с ПЧЗ Алексеем Хохряковым в экстренном порядке прибыли на место. Немедленно были установлены посты наблюдения на 991-м и 995-м километрах, дежурных-«постовых» обязали через каждые три часа докладывать диспетчеру ПЧ-23 о текущей оперативной обстановке. Затем начали установку железобетонных конструкций для укрепления откоса железнодорожной насыпи. На этих работах была задействована мощная техника восстановительного поезда, дислоцирующегося на станции Северобайкальск.
На днях специалистами ПЧ-23 был разработан график планово-предупредительных работ по изменению русла реки – в середине июля восстановители займутся «перекройкой» здешнего горного рельефа. А на излёте июля будет произведена отсыпка береговой линии скальником: планируется создать крепкий, надёжный «отбойник», защищающий земполотно от разгула водной стихии.
Истоки – в жёлтых песках
Когда у нас заходит разговор о том, где он родился-крестился, мой собеседник улыбается: мол, истоки теряются в жёлтых песках казахстанской полупустыни. Действительно, он родился на железнодорожной станции Сары-Шаган (что в переводе с казахского и означает «жёлтые пески»), на берегу знаменитого озера Балхаш. А громкая музыкальная фамилия, по семейным преданиям, досталась от некоего предка, служившего барабанщиком в полковом оркестре. Вообще, род ведёт своё начало из Мордовии – там сейчас обитает большая часть родни.
Появился на свет наш герой в железнодорожной семье: отец, Валентин Фёдорович, работал машинистом тепловоза в локомотивном депо Сары-Шаган, затем освоил и электровоз. Мама, Нина Михайловна, трудилась заведующей товарной конторой, сейчас на заслуженном отдыхе.
В школе шустрого, смышлёного паренька отличала любовь к точным наукам, физике и математике. Ему эти знания очень пригодились – и в армии, в войсках ПВО, и на курсах при локомотивном депо Сары-Шаган, и в Омском профтехучилище № 2, после успешного окончания которого он получил специальность помощника машиниста.
Затем, после обкатки, началась повседневная практическая работа – почти ежедневные поездки по бескрайним казахским степям
и полупустыням.
Испытание севером
В 1989 году Юрий переехал с семьёй на БАМ. Здесь, в локомотивном депо Северобайкальск, он прошёл все свои «ступени»: начал помощником машиниста, сейчас он – машинист электровоза первого класса.
Тепло отзывается о нём заместитель начальника ТЧЭ-12 по кадрам и социальным вопросам Павел Герман:
– Юрий Валентинович – один из лучших наших машинистов, имеет большой опыт работы в экстремальных северных условиях. За высокие показатели в работе награждён именными часами начальника дороги в 2011 году. Годом позже он получил ценный подарок от коллектива ПЧ-23 – стиральную машину. Так путейцы отблагодарили его за своевременно обнаруженный подмыв земполотна на перегоне Киренга – Калакачан.
Ещё Павел Герман попросил отметить, что Барабанщиков неоднократно выявлял различные угрозы безопасности движения поездов, так сказать, поднаторел в этом деле. И что Юрий Валентинович щедро делится своим богатым опытом с молодёжью: он лично подготовил и «закатал» трёх машинистов и целую дюжину помощников машиниста.
Коллектив деповчан оказал ему высокое доверие – делегировал на третий слёт машинистов России, состоявшийся в 2013 году. В общем, это настоящий профессионал, пользующийся заслуженным авторитетом и уважением среди коллег.
Есть у Барабанщикова и нагрудный знак «1 миллион километров безаварийного пробега», о котором он говорит коротко: «Это ещё не предел».
Напоследок кратко приведу ряд цифр, характеризующих его активную работу с Книгой замечаний машиниста: в 2012 году он выявил 25 замечаний, в 2013-м – 37, в 2014-м – 33,
а в текущем – аж 48…
По заветам восточных мудрецов
Домохозяйка Наталья Петровна Барабанщикова о своём любимом супруге говорит только в превосходной степени:
– Мне очень повезло с Юрием – это настоящий, надёжный мужчина, справедливый и порядочный. К тому же заботливый отец, примерный семьянин, отличный кулинар.
Семья Барабанщиковых проживает в северобайкальском «шанхае»-времянке, в двухкомнатной щитовой квартире. Есть надежда, что в 2017 или в 2019 году они попадут «под расселение»
и получат благоустроенную квартиру.
В повседневной практике наш герой неукоснительно следует давнему завету своего первого наставника машиниста-инструктора Аманжола Джамбулова. Этот мудрый, степенный пожилой казах частенько приводил ему восточную поговорку: «Сначала думай – потом делай».
Мелькают за окном локомотива, сменяют друг друга бамовские станции и разъезды, дивные байкальские восходы и закаты, а колёса день за днём, год за годом наматывают новые миллионы километров безаварийного
пробега.
И в их бодром перестуке наш герой отчётливо слышит голоса любимой жены и дочери, счастливый смех шестилетнего внука, на днях освоившего первый «самодвижущийся» агрегат – велосипед, рокот пенной полосы прибоя на живописной Ривьере священного моря и плеск омулёвых косяков, идущих рунным ходом вверх по течению Верхней Ангары – на свои исконные нерестилища.
Да, всё возвращается на круги своя. Сегодня он уедет вновь, уедет в ночь. Но он твёрдо знает: с момента явки в депо, предрейсового медосмотра, целевого инструктажа и получения ключей от электровоза начинается новая дальняя дорога. Дорога домой, где его очень ждут…
Автор: Сергей Ринчинов