И никакого геройства Северная магистраль

И никакого геройства

Михаил Чекан, машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Котлас

Настоящий машинист кроме профессиональных навыков должен иметь холодную голову и обладать точным математическим расчётом

Эксплуатационное локомотивное депо Котлас входит в тройку крупнейших на Северной железной дороге. Оно насчитывает 217 локомотивов, коллектив – 1125 человек. Здесь самый большой приписной парк тепловозов на дороге, он эксплуатируется локомотивными бригадами пяти депо. Плечи обслуживания в грузовом движении весьма значительны: Коноша – Сосногорск, Сольвычегодск – Пинюг, а в пассажирском ещё больше: Коноша – Воркута, Котлас – Киров. 

Депо всегда было одним из лучших, даже в самые непростые времена имело устойчивые производственные результаты. И во многом это заслуга коллектива колонны, которую возглавляет Михаил Чекан. 

В этой колонне трудятся 73 машиниста и помощника, с разным опытом и стажем работы. Но их объединяет одно: желание выполнять свои обязанности с максимальной ответственностью. Эту планку установил начальник колонны, и его подчинённые стараются ей соответствовать. Результат налицо: по итогам минувшего года коллектив за успешное выполнение производственно-экономических показателей, обеспечение безопасности движения поездов, устойчивую технологическую работу признан лучшим на сети дорог.

Михаил пришёл в депо в 1990 году. Выбор был закономерен: Чекан продолжатель железнодорожной династии. И дед, и отец его были машинистами. Одно из самых ярких и незабываемых впечатлений детства – отец брал его с собой в кабину тепловоза. Скорость и мощь локомотива навсегда завоевали его сердце. 

Когда Михаил возглавил колонну, то понял, насколько широк круг обязанностей и забот машиниста-инструктора.

– В первую очередь нужно постоянно подавать личный пример, – говорит он. – Подчинённые должны постоянно видеть высокий профессиональный уровень руководителя. Без этого авторитета не завоюешь. А ещё приходится быть и воспитателем, и учителем, и психологом. Знать все тонкости характера каждого машиниста и помощника, уметь находить общий язык. Полагаю, что у меня это получается неплохо. Коллектив сплочённый и умелый. Работаем без событий. Стараюсь быть справедливым: если человек заслуживает поощрения, то его необходимо поощрить. А если наказания – наказываю строго. Но перед этим тщательно анализирую проступок, чтобы не допустить ошибки.

Победа в сетевом соревновании не первое достижение Михаила Чекана. Он уже был награждён именными часами начальника СЖД.

– За что? За хорошую работу. Не совершил ничего героического, коня на скаку не останавливал, в горящую избу не входил, – шутит он.

Шутит и явно скромничает. Приходилось ему и «на скаку» останавливать своего могучего «коня», и в пылающем тепловозе побывать.

В своей работе он не видит ничего из ряда вон выходящего, но не может отрицать: экстремальные ситуации случаются нередко. И это требует постоянной собранности. Не раз ему приходилось применять экстренное торможение, чтобы сохранить чью-то жизнь.

– И пьяные ходят по путям, ничего не замечая вокруг, и самоубийцы попадались. А ещё находятся и такие экстремалы: стоит на пути,  руками размахивает, а потом прыг в сторону! Будто не понимают, что машинист не робот, у него тоже нервы есть. А тормозного пути может и не хватить. После таких случаев отходишь не скоро, выйдешь из кабины, и крупная дрожь колотит.

И, конечно, бывало, что устраняли поломки тепловоза прямо в пути следования. Ведь локомотивный парк дороги, увы, сильно изношен. В дороге машинист несёт ответственность за всё.

– Больше всего я ценю в человеке отсутствие лукавства, двойного дна, – признаётся Михаил. – Ещё не уважаю необязательных людей. Не уверен в своих обещаниях – воздержись от них. Я всегда держу слово. Это один из моих основных жизненных принципов. Очень ценю верность и настоящую дружбу. А вообще я оптимист, всегда верю в лучшее в человеке. Нужно постараться, чтобы убедить меня в обратном.

В семейной жизни у Михаила всё в порядке: любимая жена – надёжный друг. Дети уже взрослые: дочь окончила железнодорожный техникум в Вологде, сын учится в Ярославском техническом университете. А ещё Чекан заядлый рыболов и охотник. Уходит в тайгу на несколько дней и никогда без добычи не возвращается.

– Михаил Чекан – один из тех, на ком держится наша деятельность, – говорит начальник депо Сергей Махорин. – Он ведь пришёл на железную дорогу сразу со школьной скамьи. И потому все аспекты и тонкости работы на ней знает досконально. Очень разносторонний человек. Общительный, открытый, с каждым может найти точки соприкосновения, общий язык. Можно с уверенностью сказать, что он притягивает к себе людей и силой своей личности цементирует коллектив, настраивая его на трудовые достижения.

Автор: Владимир Савичев