Как осмотрщик беду предотвратил Уральская магистраль

Как осмотрщик беду предотвратил

Юрий Гречушкин, осмотрщик-ремонтник ПТО Тюмень эксплуатационного вагонного депо Войновка

Юрий Гречушкин отлично знает конструкцию вагона и те места, где могут скрываться различные неисправности

Предельная внимательность к мелочам, помноженная на два, – такова формула профессионального мастерства осмотрщика-ремонтника пункта технического обслуживания (ПТО) Тюмень эксплуатационного вагонного депо Войновка Юрия Гречушкина. В конце этой весны, когда пассажирское движение уже набирало обороты, он обнаружил серьёзную неисправность вагона и тем самым предотвратил большую беду.

– Первого мая у меня была ночная смена, – вспоминает собеседник. – Нам с напарником Игорем Дёминым предъявили для осмотра пассажирский поезд № 99 сообщением Владивосток – Москва. На часах было десять с небольшим. На улице уже стемнело, моросил дождик. Осматривая почтово-багажный вагон, я обнаружил очень редкую и серьёзную неисправность. Звучит жутко, но она действительно угрожала безопасности движения поездов и могла привести к тяжёлым последствиям, в том числе и к крушению.
Это были две забоины – на вершине гребня и на средней части оси колеса. Неисправность «пряталась» на четвёртой колёсной паре по ходу движения поезда. Юрий Гречушкин не растерялся, связался по рации с оператором и старшим осмотрщиком и сообщил им о неприятной находке. Вагон был в срочном порядке отцеплен и доставлен на тракционные пути, на профессиональном сленге осмотрщиков это – «больные» пути, где выполняется ремонт отцепленного подвижного состава. Так называемая «больница» для вагонов.
Мой собеседник признаётся: за почти 15 лет работы в его практике было только два таких серьёзных случая. Один из них произошёл в 2010 году, когда Юрий обнаружил трещину на механизме автосцепки. Второй случай – в апреле 2015-го, это была трещина на раме тележки. Выявление подобных неисправностей для каждого осмотрщика – из ряда вон выходящее событие, но потенциально к нему нужно быть готовым.
– В работе Юрий Гречушкин дисциплинирован и служит примером другим. Хорошие технические знания, точное выполнение инструкций и правил позволяют ему работать без отказов, – отмечает начальник ПТО Тюмень Сергей Попов. – Обработку поездов он выполняет качественно, и поезда следуют по гарантийному участку без задержек и отцепок.
– Когда я только пришёл на железную дорогу, мне было непросто. Особенно тяжело давались ночные смены, – отмечает Юрий Александрович. – После ночи я садился в электричку, чтобы поехать домой, и сразу засыпал, так и не дождавшись отправления. В депо меня, как и любого новичка, сразу закрепили за наставником. Им стал Александр Семенихин. Он поделился со мной опытом и знаниями, показал все участки вагона, которые требуют особого внимания.
Ещё один негласный наставник Юрия – его отец Александр Евстигнеев, осмотрщик вагонов ПТО Войновка.
– Я с детства видел его работу, вместе с папой ходил по грузовому парку. Наверное, тогда и проникся железнодорожным духом, – отмечает собеседник. – Сколько себя помню, меня всегда интересовали механизмы. После школы я отучился в авиатехническом техникуме, затем поступил в УрГУПС.
Первое время Юрий трудился осмотрщиком в грузовом парке. Потом стал бригадиром механизированного пункта ремонта вагонов. Спустя три года снова вернулся в осмотрщики, только на этот раз – в пассажирский парк.
– Находить, выявлять, ремонтировать – это то, что мне больше всего по душе, – говорит Юрий Гречушкин. – С годами приходит опыт, и глаз сразу «падает» на неисправности. Всё начинается с мелких косвенных признаков, если они есть, то осмотр нужно проводить тщательней. Работать нам приходится в разных условиях. Иногда поезда опаздывают, сокращается стоянка. Обычно скорый поезд стоит на станции Тюмень 20 минут, а на осмотр вагона уходит не более минуты. Обычный четырёхосный вагон мы осматриваем с двенадцати ключевых позиций.
Обследуя подвижной состав, Юрий Александрович использует специальные инструменты, проверочные шаблоны для измерений. Есть в его подсумке метры, ключи для устранения неисправностей, фонарь, нормативные документы. Таскать груз почти в пять килограммов, по признанию героя, совсем несложно, ведь внутри всё нужное. Без сумки осмотрщик чувствует себя неуверенно.
Работая с таким механизмом, как вагон, не обойтись без самообразования: модели меняются, на смену старым приходят новые. Юрий Александрович посещает технические занятия, курсы повышения квалификации, изучает литературу, сдаёт экзамены.
– У меня всегда есть возможность проконсультироваться с отцом. Осмотрщиком работает и мой младший брат Евгений. Иногда мы обсуждаем неисправности, нестандартные ситуации, каждый рассказывает о своих сменах. Для меня это поддержка.
Вдохновение Юрию Гречушкину дают и пассажиры.
– Мы пересекаемся с ними на платформах, можем коротко поговорить. Бывают смешные случаи: люди спрашивают, не спускают ли колёса у их вагона. На это я отвечаю: «Сейчас подкачаю, и дальше поедете». Когда вижу, что на поезд спешит женщина с ребёнком и тяжёлой сумкой, стараюсь ей помочь. А если замечаю людей, перебегающих пути в неположенном месте, делаю замечание.
Несмотря на занятость на работе, Юрий проводит много времени с семьёй. Вместе с женой Анной он воспитывает трёх сыновей – десятилетнего Максима, трёхгодовалого Павла и Андрея, которому недавно исполнилось полтора годика. В выходные семья Гречушкиных бывает на природе, они сообща строят дом на даче.
– Юрий Александрович – ответственный работник, общительный человек, – отмечает освобождённый председатель первичной профсоюзной организации депо Лариса Штанько. – Надеюсь, когда дети Юрия подрастут, их семья будет принимать активное участие в общественной жизни – различных конкурсах, в том числе и спортивных.

Автор: Евгения Гусева