Резерв прочности Звезда

Резерв прочности

Вахид Агаев, Старший осмотрщик-ремонтник вагонного эксплуатационного депо Минеральные Воды

Старший осмотрщик-ремонтник вагонного эксплуатационного депо Минеральные Воды Вахид Агаев предотвратил угрозу крушения поезда

Вахид Агаев обнаружил в вагоне поезда, прибывшего из Махачкалы, трещину в зоне буксового проёма длиной 140 миллиметров. 
Ресурс прочности у вагона оставался очень маленьким. По оценкам специалистов, уже через 20-30 километров мог произойти излом боковой рамы.
Дефектоскописты участка неразрушающего контроля вагонного ремонтного депо Прохладная подтвердили выявленный минераловодским осмотрщиком брак и предварительный «диагноз».
– Не сомневался, что всё будет так, – говорит Вахид Агаев, который трудится осмотрщиком вагонов уже 20 лет. – Возможные трещины и дефекты в литых деталях, и в частности в боковых рамах, я, как правило, всегда определяю.
Несмотря на серьёзный опыт Вахида Агаева, он каждый раз выходит осматривать поезд как в первый раз – сосредоточенно, потому что только так можно выявить скрытые дефекты. И если вагон вызывает беспокойство, то старший осмотрщик-ремонтник обязательно тщательно его обследует.
– Нередко вижу его с молодёжью, которая консультируется у более опытного коллеги, когда не уверены или им не хватает знаний,– говорит начальник ПТО эксплуатационного вагонного депо Минеральные Воды Дмитрий Абрамов. – Знаю его уже 5 лет. Агаев – один из лучших работников в депо.
– Какими профессиональными навыками должен обладать осмотрщик вагонов? – спрашиваю у Вахида.
– Прежде всего он должен быть прин­ципиальным, – считает Агаев. – Все обнаруженные во время осмотра недостатки должны быть зафиксированы. Недопустимо закрывать глаза на какие-то мелкие недостатки в надежде, что «доедет этот вагон до следующего ПТО». Этим грешат прежде всего некоторые осмотрщики, которые не первый год работают, – говорит Вахид Агаев.
Решает он эту проблему (как старший осмотрщик) двумя методами: во-первых, контролем, во-вторых, личным примером. Есть и результаты. Так, за 6 месяцев текущего года в вагонном депо Минеральные Воды не допущено случаев пропуска брака на другие ПТО дороги в литых деталях тележек.
Поэтому Вахид Агаев стремится
создать в смене дух коллективной ответ­ственности за обеспечение безопасности движения. В разговоре подчёркивает, что сделать это было не так трудно. Ведь в коллективе подобрались единомышленники, все понимают друг друга с полуслова.
Вахид Агаев лично забраковал 12 литых деталей тележек с признаками трещин и дефектов и 25 боковых рам с трещинами в зоне R=55 буксового проёма. Только за июнь он выявил 37 дефектов. Подтверждаемость – не менее 70 процентов.
Вахид Агаев – лидер среди лучших осмотрщиков-ремонтников вагонного хозяйства дороги по числу выявленных дефектов в литых деталях тележек. И, конечно, он один из самых талантливых наставников.
Не случайно окончившие Минераловодский колледж молодые вагонники стремятся попасть в подшефные именно к нему.
Показательна в этом плане судьба Игоря Цапанова. При поддержке Вахида Агаева он утвердился в профессии и уже успел закончить РГУПС по избранной специальности.
– До сих пор помню уроки Вахида Али-оглы. Он научил меня определять на слух дефекты ещё при заходе состава, распознавать характерный скрежет, пощёлкивание в подшипниках, стук колёсных пар. Во время осмотра можно было до 30 процентов дефектов определить только звуку, – рассказывает Игорь Цапанов.
Как человек, увлечённый любимым делом, Вахид Агаев сумел привить интерес к профессии осмотрщика своему сыну Джейхуну. Ещё будучи школьником, тот твёрдо решил стать вагонником. Сейчас Джейхун Агаев, как и отец, – старший осмотрщик 6-го разряда, учится на 5-м курсе РГУПСа. Этим летом он исполнял обязанности мастера ПТО Север.
Вахид Агаев – именно тот старший осмотрщик-ремонтник в вагонном хозяйстве, чьи забракованные литые детали тележек, боковые рамы, дефектные колёсные пары, буксы с разрушенными подшипниками стали экспонатами на деповском полигоне, где проходят практические занятия.
Председатель профкома эксплуатационного вагонного депо Минеральные Воды Зинаида Качаганова отмечает помощь Вахида Агаева в оформлении технического класса, а также и то, что благодаря старшему осмотрщику активизировалось соревнование коллективов ПТО Минеральные Воды и Прохладная.
Конечно, один он не смог бы достичь таких результатов. Но рядом надёжные товарищи, чей профессиональный опыт помогает им дополнять друг друга.
Все хорошо знают вагон в целом и, как правило, специализируются на его отдельных узлах. Осмотрщики Ислам Гасанов, Паша Махмудов, Роман Ашрафов в числе наиболее результативных в смене.
Серьёзно относится к осмотру Игорь Пономарёв. В прошлом году была ситуация, когда заклинило колёсную пару в пассажирском поезде, и Игорь выявил это и оперативно сообщил вагонному оператору на ПТО Минеральные Воды. Там быстро отреагировали, неисправность была устранена, и поезд был отправлен по расписанию.
За хорошие результаты в работе Вахид Агаев дважды был отмечен благодарностью начальника дороги.

Автор: Николай Бастрыкин