Подводный маршрут ГУДОК

Подводный маршрут

Руслан Прокофьев, главный инженер станции Адлер

Чтобы вывезти людей из зоны затопления, главному инженеру станции Адлер пришлось вручную переводить стрелки под полутораметровым слоем воды

Руслан Прокофьев работает главным инженером станции Адлер с ноября прошлого года. До этого трудился поездным диспетчером в Ростове-на-Дону, а начинал свою железнодорожную деятельность в 2005 году составителем поездов станции Батайск, одновременно обучаясь в Ростовском государственном университете путей сообщения на факультете «Управление процессом перевозок».
Связать свою жизнь с железной дорогой Руслану Прокофьеву помогло любопытство.
– Мне с детства было интересно всё, что связано с магистралью, – говорит он. – Как поезда ездят, как они по стрелкам ходят, какой у них «руль» и так далее. Мама поддержала мой интерес. Вот так и поступил в РГУПС.

Мутные потоки
25 июня около 11 часов утра Руслан Прокофьев вместе с начальником станции Адлер Аркадием Шестаковым отправились на осмотр станции. В связи с зарядившим с утра ливнем необходимо было выяснить ситуацию – всё ли в порядке, нет ли где подтопления.
– В первую очередь осмотрели южную горловину пассажирского парка, на тот момент здесь всё было нормально, – вспоминает Руслан Прокофьев. – Дальше прошли по периметру станции в северную сторону, это около двух километров, но и здесь ситуация была нормальной и замечаний не было.
Когда коллеги начали возвращаться обратно, позвонил дежурный по станции с сообщением о том, что в южной горловине пассажирского парка началась потеря контроля стрелок, появилось подтопление. Начальник станции отправился к дежурному, а главный инженер –  снова в южную горловину для оценки ситуации на месте.
К тому времени мутный поток воды, вызванный обрушившейся на Адлер в течение нескольких часов полуторамесячной нормой осадков, уже затопил город и прилегающие населённые пункты. Оказались подтоплены посёлки Мирный, Кепша, Верхнее Блиново, Чайсовхоз. Оттуда вода пошла и в сторону железнодорожного вокзала, попутно затопив автодороги и аэропорт.

В поисках спасения
– Когда пришёл на место, увидел, что уже все пути и стрелки затоплены, – рассказывает Руслан Прокофьев. – Причём северная часть станции по-прежнему оставалась в нормальном состоянии. Весь поток воды на станцию шёл с южной стороны, с Чайсовхоза. 
– Дома людей, которые живут на морской стороне от станции, оказались затопленными, и народ, кто-то с одними документами, кто-то с вещами, с чемоданами, уже чуть ли не по пояс в воде, стал искать спасения на железной дороге, на высоких платформах, – вспоминает он.
Главный инженер станции и дорожный мастер Василий Головин как могли помогали людям выбраться из воды до приезда спасателей. Сами по пояс в воде, несли вещи людей, Василий Головин вынес ребёнка. Добравшимся до перрона людям помогли вскарабкаться на него. Высота перрона позволяла покинуть воду, но залезть на спасительную высоту без помощи было сложно. Всего по воде пришло более сотни местных жителей и курортников.
Вокзал стал спасительным островком не только для жителей «домиков у моря», сюда же стали стягиваться люди, застигнутые стихией поблизости от станции и со стороны города.
Полтора метра до стрелок
– Позже я вернулся на пост ЭЦ и получил от руководителя указание идти готовить маршруты для того, чтобы пересадить пассажиров с платформ на пассажирские поезда, размещённые в грузовом парке, там, где не было воды.
В пассажирском парке на этот момент оставался состав пригородного поезда Адлер – Гагра. С его помощью и было решено переправить пассажиров от вокзала к месту посадки.
Вместе с двумя составителями – Сергеем Сорокиным и Виктором Аргвилиани, прихватив курбеля (рукоятка для приведения в движение электропривода вручную) и прочий необходимый инструмент, Руслан Прокофьев отправился искать под водой стрелки и переводить их в необходимое положение. Воды к тому времени было уже по грудь. В этих условиях надо было пройти около полукилометра. Не просто пройти, но и найти необходимые стрелки, поработать с ними. Как их искать под водой?!
– Схему станции как главный инженер я знаю, так что где находятся стрелки, имею представление, – улыбается Руслан Прокофьев. – Ну а дальше уже на ощупь – ногой, рукой, под воду. Искать точное расположение, где находится, куда ведут остряки и куда их нужно перевести. Всего надо было перевести пять стрелок, и на полную подготовку маршрута ушло примерно 30 минут.
Первыми людьми, воспользовавшимися подготовленным вручную маршрутом, оказались пассажиры поезда Адлер – Новосибирск. Таким образом было отправлено пять пассажирских поездов, после чего вода начала спадать и посадку в поезда стало возможным производить с вокзальных перронов.

Работа только началась
По мнению начальника станции Адлер Аркадия Шестакова, чрезвычайная ситуация в очередной раз подтвердила лучшие профессиональные и человеческие качества Прокофьева:
 – Он, когда только пришёл работать на станцию, сразу проявил себя профессионалом, вник в имеющиеся проблемы, включился в работу, – говорит Шестаков. – И в случае с чрезвычайной ситуацией он с первых минут принял участие в организации работы, занимался подготовкой маршрутов, в то время, когда все пути были под водой.
Вода ушла, но работа по приведению станции в порядок только начиналась. Уже в ночь на 28 июня станция Адлер полностью вышла на нормальный график работы. 

Автор: Игорь Евдокимов