Дизель – его сердце Волжская магистраль

Дизель – его сердце

Сергей Волганов, машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Горький-Сортировочный

Машинист тепловоза Сергей Волганов предотвратил крушение поезда

Случилось это в декабре прошлого года. День клонился к вечеру. Пронизывающий до костей ветер разметал по окрестностям станции Кудьма мелкую порошу. Сквозь белёсую пелену Сергей вдруг разглядел под вагоном прибывающего грузового поезда дым.


– Первая мысль была, что это от домовой печи – рядом находится частный сектор, и дым может просто тянуть под вагон, – вспоминает машинист. – Но когда поезд подошёл ближе, то увидел пламя. Горела букса.
Никакой паники или волнения у Сергея не было. Да и откуда им взяться! Он, прослуживший одиннадцать лет в органах внутренних дел, привык в нестандартных ситуациях действовать хладнокровно. Так и в этот раз – следуя инструкции, незамедлительно сообщил по рации дежурной и машинисту поезда о срочной остановке. На место прибыли специалисты. Беду предотвратили.
Волганов объясняет:
– На станцию Кудьма мы с составителем Сергеем Водолажским прибыли для отцепки группы вагонов от сборного поезда. По должности положено осматривать проходящие поезда, что я и делал. Конечно, этот случай мог обернуться очень неприятными последствиями. Дело в том, что поезд должен был сделать остановку для отцепки, а на улице температура низкая. За то время, пока он находится на станции, буксовый узел неизбежно остынет. И прибор КТСМ, установленный за станцией, уже не зафиксирует опасный нагрев. А в пути мог случиться излом шейки оси и, как следствие, сход, крушение.
Так и есть – после осмотра буксы вагонники констатировали, что произошло смещение лабиринтного кольца, и в результате трения этого кольца об ось колёсной пары узел загорелся. Страшно представить, что бы могло произойти, если бы не бдительность Сергея!
– Он грамотный специалист, хотя по стажу ещё молодой, – размышляет Юрий Гулиев, машинист-инструктор локомотивной бригады, в которой работает Волганов. – Действительно внимательный, отзывчивый и исполнительный. Не могу сказать, что работать с людьми легко. У меня в подчинении сорок два человека разных возрастов, как говорится, от мала до велика. К каждому нужен свой подход, но с Сергеем нетрудно. В жизни коллектива он принимает самое активное учас-тие, будучи общественным инспектором. На него можно положиться.
И в это веришь безоговорочно, стоит его только раз увидеть. Высокий, крепко сложенный, с твёрдым, уверенным взглядом и открытой улыбкой. Про таких говорят: «Ор-р-р-ёл!». И услышав, что Сергей – бывший участковый уполномоченный, тоже не удивляешься – такая у него энергетика.
– Ещё я стихи пишу, – совсем неожиданно признаётся он.
Вот это уже настоящий сюрприз! Но об этом чуть позже.
Родился Волганов в городе Володарске в семье железнодорожника. Отец, Владимир Иванович, более 30 лет проработал машинистом тепловоза в депо Горький-Сортировочный. Всю свою жизнь на магистрали трудилась и бабушка Елизавета Ивановна Удовиченко. Самое яркое воспоминание детства – руль «настоящего» тепловоза в руках. Момент, когда отец взял пятилетнего Серёжу с собой в кабину машиниста, отпечатался в памяти навсегда. Те сила и мощь, таящиеся в огромном механизме, и осознание, что ты можешь им управлять, смотреть из окна кабины на всех сверху вниз, покорили сердце мальчишки. Тогда и наметился путь Сергея в профессию, но путь этот оказался тернистым. Окончив с отличием Нижегородский техникум железнодорожного транспорта по специальности 
«техническое обслуживание и ремонт подвижного состава», Волганов, вопреки открывавшейся перед ним перспективе поступления без экзамена в Петербургский государственный университет путей сообщения, выбрал армию. Служил в железнодорожных войсках, выполняя задания по обслуживанию путевого хозяйства и подвижного состава 31-го испытательного полигона.
– Служил как в сказке, потому что попал в родную стихию, – вспоминает Сергей.
А после был и помощником машинис-
та электровоза, и даже бригадиром локомотивного депо, исполнял обязаннос-
ти сменного мастера, работал слесарем подвижного состава. Такое разнообразие профессиональных навыков объясняет широкопрофильный диплом Сергея, который позволяет ему иметь дело с любым видом подвижного состава. А потребность в творческой мысли всегда заставляла его идти вперёд. В ту пору своей железнодорожной жизни будущий капитан милиции выносил на суд руководства не одно рацпредложение. Обнаружив однажды на свалке корпус тележки с ячейками под тормозные колодки, задумался. Ведь если сделать колёса, то работать слесарям будет намного проще, не нужно будет таскать колодки на себе. И от мысли – к делу! Нашёл материал, сделал колёса, ручку приварил, подставку – ничего сложного, а коллегам облегчил труд.
– В техникуме нас готовили очень хорошо, – говорит Волганов. – Даже после такого длительного перерыва я легко вспомнил всё, чему нас учили.
Свою службу в органах внутренних дел он объясняет просто – «искал себя». Да так серьёзно, что закончил академию МВД и стал дипломированным юристом. С удивлением замечаю не скрываемую Сергеем грусть при разговоре о прошлом.
– Нет, я не жалею, что вернулся на дорогу. Но каждую свою работу любил и люблю. Считаю, что так и должно быть, а иначе – не берись!
Теперь всё становится на свои места.
Сегодня Волганов трудится машинистом маневрово-вывозного тепловоза в локомотивном депо Горький-Сортировочный. Обслуживает станции Зелецино, Кстово, Мыза, Ройка, Кудьма. За весь период работы Сергей не допустил ни одного брака или нарушения, случая порчи или отказа тепловоза в пути следования. За прошедший год им было сэкономлено 742 кг топлива.
Сергей признаётся, что напряжение на железной дороге большое и работать бывает даже труднее, чем в милиции. Случаи всякие.
– Это было года два назад, летом, в ранние утренние часы. Сделав свою работу, мы отправлялись со станции Мыза на Ройку. Рядом с посёлком Черепичным на откосе группа местных употребляла спиртное. И вдруг один из них, дядька лет пятидесяти, вышел на пути и сел. Я даже напугаться не успел. Хорошо, что скорость по этому участку небольшая и то место, где он сидел, предназначено для пробы тормозов. Мы с помощником ему «ту-ту», а он не реагирует. Пришлось применить экстренное торможение. Метрах в пятнадцати от него остановились, а он медленно поднялся и жестом приглашает, мол, пожалуйста, проезжайте... В таких ситуациях с трудом сдерживаешь эмоции.
К большим машинам у Сергея особое отношение. Тепловоз – всё равно что напарник. А сколько времени проводишь с ним вместе! С грустью вспоминает машинист о приписном тепловозе, на котором проработал более двух лет. А потом его неожиданно забрали, перевели в Канаш.
– Отдавать было жалко до слёз. Накануне машину как раз отвезли для проведения техосмотра. Готовили целый месяц: постелили новый линолеум, покрасили, облагородили кабину, сделали подсветку, чтобы в ночное время было комфортно. Светло, чисто. Моя жена даже сшила занавески. Любо-дорого смотреть! Можно сказать, я душу в него вложил, поэтому очень переживал.
И такой подход к делу у Сергея во всём. В Афонино, где машинист живёт со своими женой и двумя сыновьями, организовал добровольную народную дружину.
– По сути, я и не уходил из «органов», выполняю ту же работу участкового, только бесплатно, – смеётся Сергей. – Если в отпуске не уедешь из дома, то как будто и не было отдыха. Но отказать людям в помощи не могу. Такой уж у меня характер.
А стихи? Откуда эта поэтичность?
– Служа ещё в органах внутренних дел, печатался в периодических изданиях. По просьбе руководства писал заметки и даже зарисовки в местную газету. А уже на магистрали слова вдруг сами собой стали складываться в рифмы. Много пишу о работе.
Открывает тетрадь: «Тепловоз – он как живое существо, дизель – его сердце. Оно равномерно постукивает, побрякивает и урчит от удовольствия...»

Автор: Алёна Зудина