История одного изобретения Дальневосточная магистраль

История одного изобретения

Антон Лоншаков, машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Комсомольск

Машинист Антон Лоншаков занял первое место в сетевом конкурсе «Идея ОАО «РЖД»


На днях машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Комсомольск Антон Лоншаков был ознакомлен с телеграммой с пометкой «ОАО «РЖД». В ней сообщалось, что ему, победителю сетевого конкурса «Идея ОАО «РЖД», следует прибыть 2-3 сентября в город Щербинку Московской области, где состоится награждение лучших изобретателей-железнодорожников.

В номинации конкурса «Лучшее техническое решение, направленное на оптимизацию работы локомотивов и организацию работы локомотивных бригад» Антон Лоншаков занял первое место. Конкурсная комиссия во главе со старшим вице-президентом ОАО «РЖД» Валентином Гапановичем по достоинству оценила его изобретение – регулятор автоматического поддержания температуры для локомотивов серии ТЭ10 с двигателем 1А9ДГ.
Весной этого года «Дальневосточная магистраль» уже рассказывала о рационализаторе и изобретённом им устройстве. 
– При пониженных температурах прибор обеспечивает автоматический прогрев локомотива, что очень важно в зимнее время, – рассказывал тогда Антон Лоншаков. 
Он объяснил, в чём суть работы этого устройства. Прибор подключается к штепсельному разъёму регулятора мощности дизеля. Далее устанавливается необходимый температурный интервал (например от 60 до 70 градусов). Если температура охлаждающей жидкости опускается ниже установленного нижнего предела, дизель благодаря прибору изобретателя набирает обороты, тем самым производя прогрев без вмешательства человека. При достижении установленного значения верхнего предела температуры (70 градусов) происходит сброс оборотов дизеля. Таким образом обеспечивается необходимый режим прогрева тепловоза. 
Прогревальщики тепловозов (есть такая специальность в локомотивных депо) в таких регуляторах очень нуждаются. Часто в зимнее время им приходится следить за прогревом большого количества тепловозных секций. И всегда есть риск не успеть их прогреть. С таким прибором риск сводится к минимуму. 
Тогда, при первом знакомстве, Антон Лоншаков ещё не дал название своему изобретению и ещё точно не знал, каков будет его экономический эффект. Но, совпадение это или нет, после газетной заметки об изобретателе этим прибором заинтересовались в Дальневосточной дирекции тяги. Была запрошена его схема. К работе подключились начальник производственно-технического отдела Евгений Шлыков и главный инженер эксплуатационного локомотивного депо Алексей Шамак. 
В итоге вся документация по прибору была оформлена, обсчитан экономический эффект от его внедрения – он составил 2,4 млн рублей. Такая сумма экономится за счёт уменьшения количества работников, занятых на прогреве локомотивов. Изобретение получило официальное название. Сама же разработка по рекомендации руковод¬ства дирекции тяги была представлена на сетевой конкурс. 
За то время, пока рассматривался его проект, Лоншаков сходил в отпуск, сдал очередную сессию в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете. А когда вернулся на работу, чтобы исполнять обязанности теплотехника в техническом отделе депо, узнал, что стал победителем сетевого конкурса.

Автор: Георгий Куниловский