Экзамен выдержали Призыв

Экзамен выдержали

Павел Миронец, машинист эксплуатационного локомотивного депо Челябинск

Бригада машинистов сохранила жизнедеятельность поезда во время чрезвычайной ситуации

Пассажирский поезд Новосибирск – Белгород проходит перегон Логовушка – Зырянка. В вагонах просыпаются пассажиры. Солнце уже готовится раскалить атмосферу и дать дню «жару». Машинист локомотива Павел Миронец и стажирующийся машинист Максим Алифанов внимательно всматриваются вперёд. Поезд входит в затяжную «кривую», которая плавно уходит влево. И вдруг… Железнодорожники сначала даже не поняли, что там, впереди. И было отчего: на путях, на фоне серой щебёнки, стоял… автомобиль «Москвич»! Кстати, такого же серого цвета, как щебёнка, и поэтому он буквально сливался с окружающим пейзажем. А через секунду-другую машинисты заметили и бегущего им навстречу раздетого по пояс человека. Тот, по всей видимости, содрал с себя яркую рубашку и неистово ею размахивал, словно «аварийным» флагом.
Прикинули намётанным глазом. До автомобиля метров 600. Критическое расстояние для пассажирского поезда, передвигавшегося со скоростью под 90 километров в час. Его явно не хватит для благополучной остановки.
Павел Миронец рассказывает:
– Даём сигнал, другой. Применяем экст­ренное торможение. Едем на тормозах. Скрежет больно бьёт по нервам. Ощущение такое, словно тебе выдёргивают зуб. Чувствуем, как поезд упорно сопротивляется падению скорости, но постепенно гасит её. С тревогой наблюдаем, как сокращается расстояние до автомобиля. И тут нас ждёт новое потрясение. Становится понятно, что машина застряла не на переезде и даже не на пешеходном переходе, а в обычной колее двухпутного участка. Как её туда занесло?!
За экстренное торможение отвечал находящийся в эти тревожные минуты за «правым крылом» машинист-стажёр Максим Алифанов. Вместе со своим «командиром» он чётко выполнял все предписанные инструкциями этапы. Перевёл кран машиниста и кран вспомогательного тормоза в крайнее шестое положение. Одновременно снял тягу двигателя. И стал подавать под колёса песок до тех пор, пока скорость поезда снизилась до 10 километров в час. Песок не позволил заблокировать колёса и препятствовал возникновению на них ползунов, крайне опасных при дальнейшем движении. Заученные назубок манипуляции позволили сократить тормозной путь.
Сейчас Павел Миронец может спокойно вспоминать. Но тогда волнение зашкаливало:
– Поезд остановился менее чем в двухстах метрах от автомобиля. Вытираем пот со лба, пытаемся успокоить нервы. Я говорю Максиму: «Спустись вниз, подойди к автомобилю». А сам из кабины наблюдаю за ситуацией. Вижу у машины трёх человек. Двое из них – пассажиры: мужчина и женщина. О чём-то говорят, разводят руками.
В тот утренний час они ехали в лес за грибами. Решили сократить путь и проехать по технологической дороге, предназначенной лишь для путейских ремонтных бригад. Узкая грунтовка проходит близко с железнодорожным полотном. Именно здесь на скорости 60 километров «рванула» шина левого переднего колеса старенького «Моск­вича». Рванула так сильно и неожиданно, что машину за несколько секунд затащило на железнодорожную колею. Позже незадачливые грибники признались, что страху натерпелись – на полжизни хватит. На их счастье, колея была свободна, иначе бы… Когда чуть-чуть очухались, приняли решение – бежать навстречу возможному поезду. Так и встретили пассажирский состав.
Машина застряла на пути крепко. Вытащить её своими силами у грибников не получилось. Когда Павел Миронец разобрался в ситуации, он по радиосвязи вызвал начальника поезда: дорога закрыта, и чтобы двигаться дальше, надо несколько крепких мужчин. Помощь предстала в лице пассажиров. Вместе с грибниками они перетащили машину подальше от полотна дороги. Затем незадачливым любителям «тихой охоты» пришлось повстречаться с полицией. За нарушение правил дорожного движения хозяину «Москвича» придётся отвечать по закону.
Непредвиденная стоянка поезда составила всего лишь 17 минут. И вновь – дорога. Но не сразу. Сначала бригаде нужно произвести сокращённое опробование тормозов. Стажёру пришлось пройти по всем вагонам, убедиться в том, что тормоза полностью опустились. Вместе с начальником поезда напрячь слух – на малой скорости проверить, не возникли ли на колёсах ползуны. Да и весь дальнейший путь прошёл в напряжении. Прислушивались ко всем звукам, которые доносились при движении.
По станции Шумиха поезд вошёл в расписание. Дорога до Челябинска уже без происшествий.
Возвращаясь к ситуации, спрашиваю Павла: 
– А если бы не хватило тормозного пути? 
– Могли «прикоснуться» к автомашине: протащили бы её десятки метров по стальному пути, после чего она покалеченной отлетела бы под откос. Пострадал бы и сам локомотив. Любые повреждения неприятны. В ожидании ремонтной бригады пришлось бы встать «на прикол». Значит, последовала бы задержка движения поезда. Нарушения графика тоже неприятны.
Уже в Челябинске, на ПТО, бригаде высказали немало добрых слов. Коллеги подчёркивали: экзамен выдержали, экст­ренное торможение произвели профессионально. Причём так, что пассажиры едва ощутили на себе его последствия. Важно, что и подвижной состав в целости-сохранности довели.
А Павел Миронец дополнил, что он убеждён: стажёр Максим Алифанов, которого третий месяц обучает всем машинистским премудростям, отлично показал себя в непростой обстановке. Он уверен: из него получится хороший машинист.
Самому Миронцу 36 лет. За плечами Челябинская школа машинистов. Стаж на дороге 11 лет. Водил грузовые поезда, с 2011 года – на пассажирских. Нынешняя работа, считает, вдвойне ответственная: он отвечает за людей!
Дружная семья Миронца живёт в Коркино, что недалеко от Челябинска. Пока добирается до родного депо, есть возможность подумать о жизни, вспомнить жену Людмилу, вместе с которой воспитывают трёх прекрасных малышек: Анну, Машу и Марину. Они согревают душу в самой тяжёлой поездке.

Автор: Вячеслав Аванесов