Шаги отсчитывают путь Северная магистраль

Шаги отсчитывают путь

Николай Горяченков, монтёр пути Ярославль-Главный дистанции пути

Бдительность монтёра пути Николая Горяченкова помогла предотвратить беду

Николай Горяченков как истинный путеец знает: железная дорога – сложный, живой организм, который требует особого внимания. Цепкий взгляд монтёра пути способен диагностировать его состояние буквально на клеточном уровне.

Так случилось и во время очередного будничного обхода вверенного ему участка, когда Николай Горяченков, монтёр пути Ярославль-Главный дистанции пути, обнаружил трещину в остряке стрелочного перевода в южной горловине 1-го парка станции Ярославль-Главный.  
– Если честно, я сам вряд ли её разглядел бы, – рассказал дорожный мастер Александр Самсонов, которому Николай Горяченков сразу доложил об обнаруженном дефекте, – она была меньше самой тонкой иголки. Но такая трещина с выходом на поверхность рельса, не прими мы вовремя меры, могла бы привести к излому рельса под колёсной парой и сходу подвижного состава. 

Чтобы удостовериться в серьёзности «находки», путейцы вызвали дефектоскопистов, которые подтвердили опасную ситуацию. Затем оперативно произвели необходимые работы по замене рамного рельса с остряком. 

– Была моя смена, совершали обход, вот и увидел, – со смущённой улыбкой рассказывает наш герой, – это же моя работа!

За свою находку Николай отмечен Почётной грамотой начальника Северной дирекции инфраструктуры Геннадия Дронова. 

За смену монтёру пути приходится преодолевать пешком километры, да не с пустыми руками – с ним всегда необходимые инструменты. И каждый шаг имеет значение. Николай Горяченков знает это как никто другой. Его взгляду открываются не просто рельсы и шпалы. Он, как «спецагент», подмечает невидимые взгляду обычного человека подробности: ослабший болт, требующий закрепления, тонкую нить металлической стружки, способную вызвать короткое замыкание изолирующих стыков; едва изменившуюся ширину колеи, после того как по рельсам пробежали тысячи вагонов. Конечно, серьёзные дефекты – редкость. Железнодорожники стараются работать на опережение. Однако ведь и мелочь при попустительстве или просто «замылившемся» взгляде со временем может привести к большим проблемам. Но в дистанции знают: после того как по путям прошёл Николай Горяченков, все неисправности будут устранены.

– Это один из наших самых опытных монтёров, ему можно доверить практически любую работу, ведь он знает о железнодорожном пути всё, – рассказал заместитель начальника дистанции Олег Коржавин. – Николай Валерьевич сыграл большую роль в моём профессиональном становлении, да и многие нынешние руководители дистанции проходили у него практику. 

По словам Олега Коржавина, Николай Горяченков из тех, кто не просто выполнит поручение руководства, но продумает, как сделать это качественно, попутно приведёт в порядок всё вокруг да ещё и «душу вытрясет», чтобы были приняты меры по предотвращению возникновений неполадок. Такой уж он: болеющий за своё дело, готовый первым прибыть на место возникшей нестандартной ситуации.

– Нравится ли мне моя работа? Конечно, нравится, иначе давно ушёл бы. Дорога практически сразу стала частью моей жизни, – рассуждает Николай Горяченков, – я ведь не просто изо дня в день вдоль путей хожу. У меня много обязанностей: занимаемся текущим содержанием пути – устраняем зазоры между рельсами, гайки подтягиваем, меняем пришедшие в негодность шпалы, выправляем ширину колеи, регулируем стрелки. Вчера выправляли путь электрошпалоподбойками, сегодня меняли брус на стрелочном переводе, а после беседы с вами пойду работать на дрезину, будем подвозить рельсы на замену, я ведь ещё и профессиональный стропальщик.

Нередко монтёру пути приходится и молотком с кувалдой поработать, и железо потаскать, даже если погода не балует. Труд физически непростой. Но главное – огромная ответственность за жизни пассажиров, коллег, свою собственную. Благо, коллектив подобрался надёжный.

– Мы ведь в команде работаем, – объясняет Николай Горяченков, – одному на путях нельзя. Здесь один за всех, и все за одного. Например, ночью, если ты стрелку от снега очищаешь, рядом обязательно твой коллега находится, контролирует ситуацию, служит тебе «глазами» и «ушами». И так во всём.

А пришёл на железную дорогу Николай Горяченков почти случайно – в 1993-м году, сразу после армии, в поисках стабильного заработка. Но сразу как-то прикипел душой к дороге, нашёл себя. И не только.

– Раньше Николай жил прямо у железной дороги, – рассказала его супруга, инженер технического отдела Ярославль-Главный дистанции пути Ольга Горяченкова. – Мы ещё не были знакомы лично, но я, работая диспетчером, звонила ему и вызывала на устранение неисправностей. Он был самым безотказным и ответственным работником. При личной встрече меня покорили его доброта, щедрость, человечность...

Сейчас Николай и Ольга воспитывают двух сыновей, младшему из которых два года. По словам супруги, Николай прекрасный, любящий муж и отец. То, что у него нет карьерных амбиций, Ольгу не смущает, она знает, ему так комфортнее, и приводит его слова: «Лучше быть хорошим монтёром, чем плохим руководителем». 

Автор: Ирина Лебедева