Тяга к тяге Транссиб

Тяга к тяге

Владимир Пащенко, помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Новосибирск

Локомотивщик трижды ликвидировал пожары на электровозе

Владимир Пащенко – локомотивщик до мозга кости. Наверное, таков «капитан поезда» и должен быть: уравновешенный, немногословный, уверенный в себе и в своих действиях. Не случайно именно он в преддверии Дня железнодорожника удостоился уникальной ведомственной награды – знака «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 40 лет».

Ген машиниста
Водить поезда для помощника машиниста, а в прошлом машиниста эксплуатационного локомотивного депо Новосибирск (ТЧЭ-4) Владимира Пащенко – это не работа и даже не призвание – это целая жизнь. И эта жизнь под стук колес и гудки локомотива началась для него с младых ногтей.
– Мой отец почти всю жизнь отработал железнодорожником, и тоже машинистом, – вспоминает Владимир Анатольевич. – Втайне от деповского начальства он частенько брал меня в поездки в будку своего паровоза. Помню, сколько впечатлений у меня было от этих рейсов: всё вокруг пыхтит, шипит, стучит, стрелки на приборах маячат... Мне даже уголек в топку доверяли подкидывать! Друзья, конечно, очень завидовали, ведь им такого счастья не выпадало. Наверное, тогда во мне и появилась эта неодолимая тяга к железнодорожным перевозкам.
Впрочем, вполне возможно, что эта любовь к железнодорожному транспорту передана нашему герою на генетическом уровне: его дед стоял у истоков паровозного движения на Инской, по железнодорожной стезе пошли дядя, двоюродный брат, племянник, а потом еще и сын. Так что общего стажа семьи Пащенко вполне может хватить на то, чтобы претендовать на еще одну награду – знак «Трудовая династия Западно-Сибирской железной дороги».

Волнение ушло – ответственность осталась
Минули годы – и Владимир Пащенко вновь оказался в кабине локомотива, но уже не паровоза, а электровоза, да и сам он теперь был в другом амплуа: не сыном, а помощником машиниста. Поначалу, в первой самостоятельной поездке до Черепаново волнение, разумеется, зашкаливало: это тебе не уголь в топку кидать, техника на порядок сложнее, и за всем нужно следить в оба глаза. От твоей внимательности зависит не только сохранность груза и локомотива, но и, возможно, жизни коллег и твоя собственная. От такой ответственности ладони молодого работяги порой покрывались холодным потом. Но вскоре Пащенко освоился – волнение ушло, а собранность и ответственность остались. И они еще не раз пригодились ему в пути.

Школа Пащенко
Через несколько лет работы в грузовом движении Владимир Анатольевич сдал экзамен на права машиниста и возглавил локомотивную бригаду. С этих пор он в качестве машиниста-наставника начинает обкатывать одного за другим молодых локомотивщиков. Сколько поколений машинистов прошли через «школу Пащенко» за эти годы, сегодня даже он сам не в силах подсчитать, но уж точно не одна колонна. 
Десятки лет в одной профессии, в одном депо, на одних направлениях: Тайга, Черепаново, Белово, Ленинск-Кузнецкий... Невольно возникает вопрос, не стало ли скучно машинисту, не превратилась ли путевая романтика в обычную рутину?
– Да нет, что вы! – отвечает собеседник. – Наоборот, постоянно открываешь что-то новое, если повнимательней приглядываешься к пейзажу за окном. Казалось бы, в сотый раз едешь по этому маршруту, а какого-нибудь озерца или живописной полянки раньше и не замечал. Красиво... Каждая поездка – это новые впечатления. Да и возможных внештатных ситуаций в нашей работе – хоть отбавляй, какая тут рутина.  
Некоторые экстремальные случаяи Владимир Анатольевич по просьбе корреспондента припомнил. Наиболее свежий из них – пожар в локомотиве, случившийся в начале нынешнего года. На очередном перегоне на подходе к станции Искитим Пащенко заметил, что приборы его ВЛ10КРП барахлят – признак неполадок. Заглянул в машинное отделение – а там вовсю пылает огонь. Реакция мгновенная – тормозить, опустить токоприемник, дабы обесточить локомотив, а затем – вперед, на огонь, вооружившись огнетушителем. Затушила пламя бригада своими силами, а вот ехать дальше уже не смогла – огненная стихия оставила после себя слишком много разрушений, пришлось электровоз тянуть до ближайшей станции другим локомотивом.
Надо сказать, что в практике локомотивщика это был не первый и даже не второй пожар в пути. Дважды, еще в середине 1990-х, в его поездках загорались кондуиты в кузовном отсеке электровоза. Но машинист Пащенко всегда контролировал свои эмоции, даже когда видел задымление и огонь. Сохраняя хладнокровие, он все делал по инструкции: останавливал поезд, опускал токоприемники, доставал огнетушитель и самостоятельно ликвидировал возгорание. Однажды, правда, огонь оказался сильнее – в районе станции Дупленская пожар разгорелся с такой силой, что бригаде Пащенко пришлось эвакуироваться и вызывать пожарный поезд с Чулымской. 
О происшествиях, в которых приходилось рисковать жизнью и здоровьем, Владимир Анатольевич вспоминает крайне спокойно, даже с полуулыбкой: 
– А чего переживать, паниковать? Нас же обучали, как нужно действовать на пожаре, так что главное – соблюдать инструкцию.
За все долгие годы работы в депо Владимир Анатольевич всего два или три раза отметил Новый год, как «простые смертные»: дома, в кругу семьи, за праздничным столом. Гораздо чаще – за контроллером или в отдыхающей. «Такая работа», – разводит он плечами на упреки супруги, которая, впрочем, давно привыкла проводить новогоднюю ночь в ожидании своей половинки.
В 2010 году, выйдя на льготную пенсию, машинист 3 класса Владимир Пащенко решил не покидать ряды деповчан и написал заявление на перевод его в помощники машиниста. Само собой, почти все машинисты новосибирского депо были намного менее опытны новоявленного помощника.
– Примерно год мы с Владимиром Анатольевичем отработали в одной бригаде, – рассказывает машинист ТЧЭ-4 Новосибирск Тимофей Балабас. – Несмотря на то, что я был машинистом, а он – моим помощником, я у него многому учился. Перенимал не только его знания и профессиональный опыт, но и человеческие качества: спокойствие, уравновешенность, решительность, готовность к любым трудностям.

Друг мой «Десятка»
Сегодня парк локомотивов магистрали интенсивно обновляется, поступают электровозы нового поколения – 2ЭС6 «Синара» и 2ЭС10 «Гранит». И если молодые локомотивщики быстро и с удовольствием осваивают компьютеризированную технику, то у старшего поколения машинистов это вызывает порой даже отторжение. Задаю вопрос герою этого очерка: а как у него сложились отношения с новыми машинами?
– Вы знаете, умом я все осознаю: эти электровозы на порядок мощнее, надежнее, а условия труда и вовсе несопоставимы: прекрасная шумоизоляция, мягкий ход, холодильник, кондиционер... Но сердцем я все-таки со своей старенькой «Десяткой», она мне роднее – сколько километров мы с ней вместе намотали, через сколько всего прошли, – словно о живом человеке говорит Владимир Анатольевич об электровозе серии ВЛ10.
Буквально на днях Владимир Анатольевич ушел на заслуженный отдых. Свою последнюю поездку он совершил на давнем друге – работяге ВЛ10. Грустно было расставаться преданным товарищам, тяжело осознавать, что больше они, вероятно, никогда не отправятся с ветерком на другой конец Западной Сибири, не повезут уголь на дальние станции, не будут вместе любоваться окружающей природой... И посидев совсем недолго «на якоре», Владимир Пащенко нет-нет да и задумается: «А не вернуться ли в профессию?..»



Автор: Александр Матвеев