Предотвратил непоправимое Забайкальская магистраль

Предотвратил непоправимое

Юрий Сальников, монтёр пути четвертого разряда Петровск-Заводской дистанции пути

Утром 3 августа движение по Транссибу было остановлено ради спасения многих жизней

Монтёр пути четвертого разряда Юрий Сальников сквозь привычные утренние рабочие хлопоты вовремя разглядел выпадение кордонного камня на восточном устое железобетонного моста на 5839-м км Транссибирской магистрали.

Вовремя – это в 3 часа 50 минут по Москве, когда монтёр пути Сальников, назначенный сигналистом, следовал со станции Хохотуй на автомобиле ГАЗ-66 вместе с бригадой наёмных ремонтников на работу по смене шпал.

– Мы ехали на 5837-й километр, и я увидел, что под мостом лежит квадратный бетонный блок, отвалившийся от моста и перегородивший проезд, – вспоминает события того утра Юрий Александрович. – Остановил машину, пошёл осматривать мост и заметил осыпавшийся слой балластной призмы. Медлить было нельзя ни секунды: правая “нитка” пути после прохождения нескольких составов была уже на весу…

Следующий локомотив от её провисания накренило бы и повалило непременно, а проскочи и он опасный участок, так или иначе, перевернулись бы вагоны.

Не мешкая, монтёр Сальников доложил об увиденном дорожному мастеру Денису Заболоцкому и начальнику участка Петровск-Заводской дистанции пути Алексею Бучельникову, который, в свою очередь, проинформировал начальника дистанции пути Вячеслава Лоцманова.

В 04.05 было принято решение о закрытии перегона.

Кордонный камень, который иногда называют кордонным кирпичом или кордонным блоком – одно из древнейших изобретений человечества, используемых в архитектуре зданий и сооружений. Его значение в возведении конструкций всегда было основополагающим и базисным в части устойчивости всего строения и его составляющих. В наше время использование кордонного камня при строительстве железных дорог также является показателем серьёзности подхода к воплощению архитектурных идей и подтверждением монументальности их реализации.

Впрочем, начальству и работникам Петровск-Заводской дистанции пути в то утро разглагольствовать на архитектурные темы было некогда.

В 04.15 мск на месте обрушения уже были Алексей Бучельников и Денис Заболоцкий с бригадой монтёров пути из 15 человек. На помощь им прибыл и. о. мастера Александр Рязанцев, также с монтёрами.

В 10 утра по местному времени место уже осматривал Вячеслав Лоцманов, а спустя 10 минут под руководством начальника участка Константина Жижкуна прибыла бригада ремонтников искусственных сооружений.

Параллельно на базе механических мастерских станции Петровский Завод в начале десятого стартовало оперативное формирование рабочего поезда из двух платформ с железобетонными блоками и двух хоппер-дозаторных вертушек со щебнем.

Вячеслав Лоцманов и начальник участка ИССО Константин Жижкун приняли решение разложить конструкцию в виде клетки из шпал для пополнения плеча балластной призмы и заполнения щебнем пустот под рельсошпальной решёткой. С подвозом шпал подсобил ГАЗ-66, доставив ранее завезённые шпалы с 5837-го километра.

Закипела работа, в считанные минуты крепко соединившая руководство и рабочих на станциях Новопавловка, Хохотуй и Жипхеген. К обеду на месте выпадения кордонного камня уже шли работы по оправке балластной призмы, исправлению просадок и перекосов, но хронология полного устранения неисправности растянулась до сумерек.

В 08.48 мск Вячеслав Лоцманов дал уведомление об открытии перегона для движения поездов, сперва с минимальной скоростью. Так, в 08.48 поезд № 2840 отправился со станции Новопавловка и проследовал со скоростью 15 км/ч.

С 09.05 до 09.20 путейцы Петровск-Заводской дистанции пути уплотняли балласт шпалоподбойкой ЭШП, и спустя три минуты скорость на участке повысили до 25 км/ч. По ходу уплотнения балластной призмы скорость повысили до 40 км/ч, а вечером приступили к регулировке рельсошпальной решётки, попутно исправляя перекосы и просадки.

В 17.50 мск скорость 40 км/ч отменили, выдав скорость 60 км/ч. С поправкой на проведение летней путевой кампании как раз в этот период некоторые пассажиры не сильно огорчились из-за задержек поездов, чего не скажешь о тех работниках дистанции пути, что по итогам горячих суток “схлопотали” увольнения и выговоры. И, вероятно, не даром.

Как выяснилось, после проведения модернизации с января 2015 года путь на мосту был нестабилен. С января повторно выявили перекос второй степени, а к апрелю неисправность из второй выросла в третью степень!

Дальнейшее сплетение недосмотров и недоработок не обернулось крушением лишь благодаря монтёру Сальникову.

Юрий Сальников родом из Петровска-Забайкальского, а живёт и работает в Хохотуе.

Надёжный тыл железнодорожнику обеспечивают женщины – супруга Татьяна, медик в местной больнице, и дочки – Света и Настя.

Зарплата даже у опытного путейца без премии – невелика, тем более этой премии нет уже третий месяц. Но такие, как Юрий Александрович, от трудностей не ноют, а стараются в горячих условиях летней путевой кампании спрашивать прежде всего с себя.

После службы в рядах российской армии Юрий Александрович окончил профессиональное училище в селе Баляга и, пару лет поработав вальщиком леса в дорожном Хохотуйском лестрансхозе и ООО “Забайкальская лесная корпорация”, пошёл трудиться путейцем. В профессии он уже почти 14 лет, дело знает, ведь дед, Борис Александрович, и отец, Александр Борисович, сызмальства привили внуку и сыну благородную привычку трудиться с желанием и природный оптимизм.

Потому и дома Юрий Сальников на все руки мастер, а если и отдыхает от строительства гаража, то с тяпкой в руках на огороде.

Хорошую зрительную память мужчине подарили увлечения рыбалкой и охотой, на которые, к сожалению, не всегда хватает времени. Это чуют медведи, которых в районе Хохотуя нынче, в отсутствии урожая ягоды, довольно много.

Недавно Юрий вырвался на мотоцикле за голубицей, и прямо на дороге его нагнал косолапый, пробежавший наперерез. Трезво оценив обстановку, умный промысловик покинул место встречи с хищником. Глумиться над зверем могут только слабаки и недоумки, а таёжник напрасно за оружие не возьмётся.

Лучше на Хилок с удочкой! Окрестные речки этим засушливым летом, правда, изрядно обмелели, но к хариусу присоседился пришедший откуда-то из низовий вёрткий чебак, и на достойную уху всегда можно наловить рыбки.

А завтра с утра снова на путь, к ремонту которого нынешним летом приступали аж с шести утра, пока не жарко.

Рядом трудятся такие же забайкальцы, которые, под руководством бригадира Александра Фёдорова, выходят и выезжают на линию не сачковать.

Юрий Александрович считает, что в работе более всего, а особенно при ручном труде лапой да кувалдой, помогает общее позитивное настроение бригады из двух десятков коллег-путейцев.

– Монтёр пути Юрий Сальников в ситуации, связанной с ликвидацией последствий выпадения кордонного камня, действовал обдуманно, чётко и профессионально, – отмечают его руководители Алексей Бучельников и Вячеслав Лоцманов.

О том, что могло бы случиться, не прояви Юрий в то утро бдительности, опытные путейцы Забайкальской железной дороги даже не рассуждают. Главное то, что ЧП удалось избежать, а автору этих строк повезло встретиться со скромным героем материала, у которого есть чему поучиться специалистам и руководителям.

Автор: Сергей Гриднев