Чужой боли не бывает
Наталья Михайлова, заместитель начальника станции Оренбург по грузовой работе
Истинное мужество обнаруживается во время бедствия
Как подавляющее большинство наших женщин, Наталья Юрьевна проста и скромна, трудолюбива и порой несдержанна при проявлении обычных, заложенных матушкой природой чувств. Родилась в Оренбурге. Правильные жизненные принципы – помогать ближним, откликаться на проблемы – ей привили мама и папа, да ещё кипящее жизнью железнодорожное общежитие, что притулилось у самых станционных путей. Здесь жили просто, но дружно и всегда знали, чего человек стоит.
В выборе профессии она не привередничала – сначала железнодорожное училище, потом институт. И вот уже больше двадцати пяти лет Михайлова трудится на станции Оренбург. Здесь и любовь настоящую встретила. И хранит ей верность по сию пору.
Конечно, действительность сложна и многогранна. Это только в трудовой книжке у неё написано «дежурный по парку», «инженер по охране труда», «заместитель начальника станции по грузовой работе». А на практике, бывало, брала спозаранку лопату и шла перед тепловозом снег разгребать, не дожидаясь путейцев. Клиенты, которых никак нельзя потерять, свои вагоны под погрузку ждать не могут. Вот уж к кому необходимо проявлять внимательность и обходительность.
Бывают вагоны с коммерческими неисправностями, из-за которых груз может просыпаться, а то и выпасть. С такими тоже приходится работать, устраняя неполадки (пенить, сколачивать, подметать). Как недавно с тем вагоном из Сургута, гружённым сыпучими материалами, которые нашли для себя щель на оренбургском перегоне. Потерю вовремя обнаружили, вагон отцепили, перевесили, исправили и обновлённым отправили на станцию назначения. Хотя у Михайловой и её коллег эти действия не прописаны ни в трудовом договоре, ни в служебных инструкциях.
– Ещё несколько лет назад перевозки были значительнее. Составы двигались по учащённым графикам. Люди активно тянулись к дороге, шли на работу с восторгом и желанием. Надеюсь, что всё это со временем восстановится, – признаётся Наталья Юрьевна.
Когда она услышала, что у украинцев нет братских народов, подумала: пусть президент соседнего государства за всех не говорит!
– В прошлом году в нашем доме поселилась новая семья, – рассказывает Наталья Юрьевна. – Сняли квартиру. Мама Ирина, папа Руслан и двое детей. Девочка Аня, шести лет, и брат Артём двенадцати. Я выхожу обычно с собачкой гулять. На улице и познакомилась с Аней, которая к животному часто подбегала. Так и подружились с малышкой, а через неё и с семьёй.
Для них сообщение, что ночью Горловка вновь подверглась массированному артиллерийскому обстрелу и есть жертвы среди мирного населения, – тяжёлый камень на душу.
– Мне тяжело даже представить, что в одночасье люди всё потеряли, стали беженцами. Слово-то какое страшное! Теперь на чужой стороне квартиру снимают, а там всего лишь четыре дивана и стол! В общем, я поговорила на работе, вещи детские оперативно собрали, принесли, кто что мог. Они ведь приехали с одной сумкой, – рассказывает Наталья Юрьевна.
Сейчас, по словам Михайловой, родители этих ребятишек на нескольких работах заняты, рано уходят и поздно приходят. Но денег, чувствуется, всё равно не хватает. Экономят каждую копейку. О своей былой жизни не рассказывают – ещё не готовы к открытому общению. Чувствуется, что переживают и всегда словно бы настороже.
– Хорошо, что начали оформлять российское гражданство. Не хотят возвращаться туда, – вздыхает Михайлова.
Она в душу к соседям не лезет, но зато продолжает им помогать. Что с дачи привозит – половину урожая им отдаёт.
А дети есть дети, живут сегодняшним днём. Хотят новых впечатлений, тех же сладостей и немудрёных дворовых игр. Аня, например, словно стараясь забыть всё страшное, что ещё стоит перед её глазами, ищет света и доброты. И тянется к Наталье Юрьевне. Видимо, чувствует её доброту и искреннее желание помочь.
– Приходим с мужем с работы – она уже у нас. Все выходные проводим вместе. В субботу в цирке были. Обычно рано встаёт, звонит: «Тетя Наташа, вы проснулись? Всё, иду к вам». Очень шустрая девочка. А сколько раз уроки вместе делали. Сейчас соленья на зиму заготавливаем, только шум на кухне стоит. Вожу её на наши детские железнодорожные мероприятия. Ребёнок должен развиваться в любой обстановке. Муж воспринимает Аню как члена семьи, они активно общаются, даже общие интересы нашлись.
Правда, признаётся Наталья Юрьевна, некоторые соседи к ситуации относятся по-другому. Бывает, иронично интересуются, как там дела у «второй мамы». Но она к этому относится спокойно. Считает, что время всё расставит по своим местам, воздаст должное каждому. И тому, кто видит вокруг себя только врагов. И тем, кто не считает себя таковыми. Для кого ближний, как и прежде, друг, товарищ и брат, кто не может поступиться нормальными общечеловеческими принципами.
Автор: Александр Ворошилов