«Встань и ходи» Транссиб

«Встань и ходи»

Евгений Береговой, , заведующий травматологическим отделением дорожной клинической больницы на станции Новосибирск-Главный

Врач дорожной больницы победил в главном врачебном конкурсе страны

Весть о победе врача дорожной клинической больницы на станции Новосибирск-Главный (ДКБ) Евгения Берегового в конкурсе «Лучший врач России-2015» по номинации «Лучший травматолог-ортопед» пришла в клинику, когда сам победитель делал очередную операцию. Уже из этого можно сделать вывод: награда – по заслугам.

Короля делает свита
Награда тем ценнее для Евгения Анатольевича, что это признание не чиновников, а коллег-врачей – именно медицинское сообщество определяло победителей конкурса. Оценивались все стороны врачебной работы: медицинская практика, научные исследования, общественная деятельность и даже уровень вежливости при общении с пациентами.
– Мы ликовали всем коллективом, радовались за нашего руководителя, как за самих себя, и теперь будем гордиться им еще больше, чем раньше, – говорит старшая медсестра отделения травматологии ДКБ Яна Шумских. – А он, в свою очередь, поблагодарил всех нас, сказав, что без нас победы бы не было.
Это сегодня Евгений Береговой – заведующий отделением травматологии одной из лучших больниц региона, врач высшей категории с 17-летним стажем, кандидат медицинских наук, а теперь еще и лучший травматолог-ортопед страны. Большой и отнюдь не легкий путь к вершинам врачевания начинался для нашего героя с самого детства – уже тогда он принял окончательное и бесповоротное решение стать доктором.
– Почему? Просто хотелось помогать людям, – говорит Евгений Анатольевич. – Перед моими глазами были примеры: и отец, и мать были врачами. Династию продолжил не только я, но и мой старший брат.
Ироничный читатель, вероятно, успел сделать вывод: все ясно, родители решили за сына его судьбу, помогли и с обучением, и с «теплой» должностью. Спешу удивить: все было как раз наоборот: мать с отцом желали сыну другой судьбы. Но подросток все для себя решил, а потому уже в 14 лет устроился санитаром в железнодорожную поликлинику №1. Медицинская (а с ней и железнодорожная) карьера будущего светила начиналась с мытья полов и перевоза каталок. Но сам Евгений Анатольевич считает эти два года санитарной работы едва ли не самыми ценными для своего опыта: он с головой окунулся в реальную медицину, стал ее частью.

Творец и математик
В Новосибирский медицинский институт Евгений Береговой, несмотря на серьезный конкурс, поступил без всяких проблем: высокий проходной балл, победы на различных школьных конкурсах и олимпиадах по биологии и химии плюс опыт работы санитаром позволили стать студентом вне конкурса. О выборе специализации «травматология» Береговой не пожалел за все время ни разу:
– Это очень творческая специальность. Ни один случай у нас не бывает стандартным: к каждой травме нужно подходить индивидуально, размышлять над лечением, вырабатывать новые подходы, к тому же находить баланс между функциональной и анатомической стороной, то есть восстанавливать пострадавшую часть тела как внешне, так и с точки зрения ее функции. И мне все это нравится.
А еще, по словам Евгения Анатольевича, врачу-травматологу необходимо хорошо понимать... геометрию. Знание геометрических пропорций не раз помогало ему в работе со сложными переломами.
Но вот и студенческие годы остались позади. И снова удача: первым же местом работы дипломированного, но еще совсем неопытного специалиста становится знаменитый Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии, куда его принимают врачом отделения позвоночно-спинномозговой травмы. Два года он трудился в НИИТО, изучая на практике (а это, как известно, лучшая учеба) хирургию позвоночника, травматологию и ортопедию, впитывая опыт именитых коллег, патриархов медицины. Но за белой полосой пришла черная: в 1998 году Евгений Береговой остался без работы. Будущего лучшего травматолога-ортопеда России в НИИТО попросту сократили.
Поиски нового места оказались, слава богу, недолгими: в том же году Береговой вернулся в железнодорожную медицину, в которой делал первые шаги. Так началась его работа в отделении травматологии дорожной клинической больницы на станции Новосибирск-Главный, которое через несколько лет он возглавил. В те годы в отделении было 70 койко-мест, сегодня – 40. И это, как ни парадоксально на первый взгляд, говорит о серьезных темпах его развития – сегодня люди просто быстрее вылечиваются и покидают стационар. Артроскопические технологии, протезирование практически всех суставов, хирургия позвоночника, остеосинтез – все эти направления в отделении травматологии ДКБ не просто намного превосходят средний уровень по городу, но и соответствуют последним мировым достижениям. Ускорилась диагностика, курс лечения сократился в среднем с нескольких месяцев до нескольких недель, на порядок снизилась инвалидизация пациентов. И роль личности в истории, а точнее, руководителя отделения – в его интенсивном развитии весьма и весьма значительна.

«Травма всего человека»
О наиболее сложных случаях, с которыми Береговому приходилось справляться, он рассказывает спокойно и безэмоционально, будто о самой рядовой работе. Меж тем, речь идет о настоящих чудесах. О мужчине, упавшем с одиннадцатого (!) этажа и переломавшем едва ли не все крупные кости, к тому же получившем ушиб мозга, – полтора года работы Берегового с этим пациентом, травмировавшем «все тело», и он не только на своих ногах ушел из отделения, но и вновь устроился на работу. О женщине, чью руку затянуло в тестомешалку и не просто оторвало по плечо, но и переломало в нескольких местах – врач-кудесник вернул руку на место, срастил все измельченные кости, и сегодня женщина владеет рукой практически также, как до травмы. О железнодорожнике, попавшем под поезд и лишившемся было голени, – «пришили», констатирует Береговой.
Нейтралитет – это профессиональное кредо Евгения Берегового, которое в конечном итоге помогает и ему, и его пациентам достигать успеха в лечении.
– Когда ты работаешь непосредственно с пациентом, у тебя не должно быть никаких эмоций: ни жалости к нему, ни чрезмерного желания поставить его на ноги, ни чего-либо еще – только холодная голова и профессиональная работа, – рассуждает собеседник. – Если такие эмоции начнут возникать, можно сразу увольняться. Да, нужно знать краткую биографию больного, но опять-таки для дела: к примеру, когда к нам поступил пианист с травмой руки, я сразу же поставил себе задачу максимально тщательно восстановить все суставы и сухожилья кисти. Я не робот, у меня тоже есть чувства, но я даю им волю, лишь когда все уже сделано.
Оставляет Береговой время и для саморазвития. Так, в 2002 году он побывал в Чехии на обучающем семинаре, посвященном вопросам хирургии позвоночника. Обучение велось прямо во время реальных операций, в которых и самому россиянину пришлось поучаствовать. Из Европы Евгений Анатольевич вернулся с несколько изменившимся профессиональным мировоззрением, осознанием, что даже из самой сложной операции не надо делать какого-то великого события – нужно стремиться к тому, чтобы она стала стандартной. В разгаре работа над докторской диссертацией, посвященной способам минимизации травмирования суставов при хирургическом лечении артрозов. 
Среди других своих наград врач вспоминает именные часы начальника дороги, а также благодарственное письмо президента ОАО «РЖД», врученное ему лично Владимиром Якуниным в канун Дня железнодорожника-2010. В тот день он оказался единственным медиком, награжденным первым лицом холдинга.
– Чем больше достижений, тем выше требования к себе, – заключает Евгений Анатольевич. – Теперь пациенты будут идти ко мне как к лучшему, с определенными ожиданиями, которым я обязан соответствовать.

Автор: Александр Матвеев