Остановка по требованию Вперёд

Остановка по требованию

Валентина Рогова, дежурный по переезду

Дежурный по переезду предотвратила чрезвычайную ситуацию с поездом

«Бралась за любую работу»
Когда Валентине Роговой задают вопрос о смене её непростой и беспокойной работы, она отвечает:
– Даже и не думаю об этом. Мне никогда не нравилось сидеть в кабинетной тиши. Сегодняшнее дело по душе. Железнодорожный график предполагает 12-часовые смены, с перерывом для восстановления сил. Однако отдохну и уже думаю о предстоящем дежурстве, о том, как лучше его нести. По натуре я непоседливая.
Прошедшим летом, в июле, исполнилось девять лет, как она трудится в Кочетовской дистанции пути. Не вдруг и не сразу обозначилась эта строчка в трудовой биографии. Вроде бы, родом из мест, где с «железкой» связана рабочими узами определённая часть людей – одно из сёл Мордовского района Тамбовской области. Но, с другой стороны, благословенная земля звала и с ней породниться делами-заботами.
Валентина, окончив в 1978-м школу, выбрала второе направление. Получила среднетехническое образование в агрономическом техникуме, затем высшее – в Мичуринском плодоовощном институте. Специальность – агроном-плодоовощевод. Несколько лет оттачивала свои профессиональные навыки в роли старшего лаборанта во Всесоюзном научно-исследовательском институте селекции семеноводства овощных культур (ВНИИСОК) в Подмосковье.
Перестроечное время круто изменило судьбу многих. Наша героиня – не исключение. В 80-х годах прошлого века она вернулась в родные края. Вышла замуж, родила сына. Но ни о каких плодах трудовой деятельности по профилю думать не приходилось – местная агропромышленность стремительно деградировала. Женщина старалась браться за любую, в том числе временную, работу, чтобы найти копейку для семьи.
Только в 2006 году, воспользовавшись возможностью прийти на железную дорогу, встала на твёрдую почву. Ей предложили должность дежурного по переезду.
На первых порах наставниками выступили опытные дежурные, которые отдали своему ремеслу по нескольку десятилетий, – Зинаида Петровна Сидорова и Раиса Александровна Жигалина. Они поделились  своим опытом, рассказали об устройстве переезда и правилах его обслуживания. Валентине Роговой пришлось основательно штудировать специальную литературу, служебные инструкции.

«Горит локомотив!» 
…Этот день стал серьёзным экзаменом на профессиональную состоятельность.
2 августа 2015 года в 17.47 по первому главному пути станции Никифоровка следовал грузовой поезд. В сцепе с двухсекционным тепловозом 2ТЭ116 находилось порядка 70 вагонов. Валентина Рогова, получив информацию о том, что состав появится буквально через минуту, предприняла необходимые в таких случаях действия. Проезд для автомобилистов перекрыло УЗП. Окрестность огласили звуки светофорной и звуковой сигнализации.
Женщина вышла из помещения поста. В руке – свёрнутый жёлтый флажок. Глаза – туда, где нарастал шум вагонных колёс.
– Поезд приближался со стороны Тамбова, – продолжает железнодорожница. – Когда до меня оставалось метров 100, увидела, что со второй секцией локомотива творится что-то неладное. Из щелей вырывался серый дым. Я стала знаками указывать машинисту на остановку. Но поезд миновал переезд, не сбавив скорости.
По словам Валентины Роговой, она забежала обратно на пост и по радиосвязи сообщила начальнику станции Никифоровка: «Горит локомотив!» Тот, не мешкая, продублировал эти слова машинисту. Оказавшийся в беде поезд тут же остановился. Локомотивная бригада немедленно бросилась бороться с очагом возгорания.
Однако попытка эксплуатационников самостоятельно справиться с задымлением в секции «Б» (горел кожух локомотива) не увенчалась успехом. Пришлось вызывать специальную пожарную машину. Та прибыла в считанные минуты и быстро погасила огонь. После чего вагоны были отцеплены от тепловоза, направлены на запасные пути. Тепловозу предстояло отправиться на ремонт.  
Грамотные действия Валентины Роговой в трудную минуту не остались без внимания. Приказом начальника дороги за добросовестный инициативный труд на железнодорожном транспорте и проявленную бдительность она награждена знаком «За безопасность движения» с выплатой денежного поощрения.

«Чувствую себя защищённой»
В настоящее время Валентина Рогова обслуживает регулируемый железнодорожный переезд на 428  км перегона Никифоровка – Сабурово. Он оснащён всем необходимым для того, чтобы выполнять свои функции. Имеется, как уже было сказано, УЗП – непреодолимое препятствие для любого автолихача.
Но участок – не из лёгких. По интенсивности движения транспортных средств переезд относится ко второй категории. Скорость пассажирских и грузовых поездов составляет 90 км/час. Каждые 10-15 минут (если нет «окон») через опасное место пересечения автомобильных и рельсовых маршрутов идут и идут грузовики с прицепами, наполненные дарами полей. Буквально в полукилометре находится Никифоровский элеватор.
– До 350 одних только «КамАЗов» в сутки составляет этот зерновой поток, – делится подробностями Валентина Ильинична. – Везут на элеватор отовсюду: Тамбов, Липецк, Воронеж, Рязань. Для его успешной работы в 2014 году на станции Никифоровка был проложен пятый железнодорожный путь. Начальник ЮВЖД Анатолий Иванович Володько лично курировал строительство, бывал на объекте. Забот добавляют перевозки сахарной свёклы. Через переезд проторила дорожку уборочная сельскохозяйственная техника. Минуты свободной ни одной.
Нужно сказать, что всё время работы на нашей магистрали она находится в рядах профсоюза.
– В этой организации чувствуешь себя защищённой, – поясняет бдительная работница. – Выплачивается зарплата, осуществляется охрана труда. В отпуск предпочитаю отправляться по профсоюзной путёвке. Четыре года назад укрепляла здоровье в санатории «Дон». В феврале нынешнего года отдыхала в «Долине Нарзанов». За двухнедельное пребывание в санатории в Нальчике заплатила всего 10 % от стоимости. Мечтаю о поездке в Кисловодск.
Достойная работа Валентины Роговой делает исполнение желаний вполне реальным.

Автор: Виктор Минаков