Экстренный вызов Звезда

Экстренный вызов

Сергей Кондратюк, инженер дефектоскопной автомотрисы центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры СКЖД

Есть проблемы, оперативно устранить которые может только настоящий знаток

Инженер дефектоскопной автомотрисы центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры СКЖД Сергей Кондратюк находился в отпуске, когда с работы раздался тревожный звонок. Понадобилась его срочная помощь, чтобы снять угрозу безопасности движения, которая исходила от остродефектного рельса. 

В практике Сергея Кондратюка это единственный случай такого экстренного вызова. Ведь промедление могло обернуться трагическими последствиями.
Об этом он размышлял по дороге на станцию Крымская. 
Информация, полученная по телефону от начальника отдела неразрушающего контроля центра Алексея Самойленко, не давала полной картины.
Было известно, что при расшифровке файлов с записью прохода дефекто­скопной тележки РДМ-2 №787 с регист­ратором по нечётному пути перегона Баканская – Крымская оператором Елизаветой Мач на левой нити стрелочного перевода были выявлены сигналы, наличие которых оценивается как угроза безопасности движения, требующая ограничения скорости.
Специалисты Новороссийской дистанции не подтверждали дефект рельса. В центре расшифровки приняли решение, и старший смены Павел Курилин 11 августа дал телефонограмму: ограничить по данному участку пути скорость движения поездов до 25 километров в час. Это частично снимало угрозу схода, но стрелочный перевод на таком напряжённом направлении должен быть в исправности, и долго ограничивать скорость движения на прямом участке к Новороссийску было нельзя.
Почему срочно вызвали на участок, угрожающий безопасности движения, именно инженера дефектоскопной автомотрисы АДЭ-019 Сергея Кондратюка, по каким причинам выбор пал именно на него?
– Как только Сергей Кондратюк пришёл в дирекцию, он обратил на себя внимание энциклопедическими познаниями в работе путевых мобильных средств дефектоскопии. Опыт у него очень серьёзный – он был наладчиком дефектоскопных тележек в Краснодарской дистанции пути. И, конечно, есть у него какой-то особый дар, – так оценивает профессиональные способности Кондратюка инженер по подготовке кадров центра диагностики и мониторинга Карина Алиева. 
Вскоре он приобрёл известность тем, как мастерски он может обнаружить остродефектные рельсы со сложными трещинами, находящимися на большой глубине. Такие ситуации были на станции Тимашевская и на 5-м пути станции Краснодар, откуда отправляются электрички.
Дефектоскопия нравилась ему всегда, возможно, поэтому он быстро познал азы этой профессии и старался двигаться дальше во время учёбы в Тихорецком центре профессиональных квалификаций, Петербургском центре дополнительного профессионального образования, Московском профессиональном центре «ТВЕМА», где проектируют и испытывают дефектоскопные автомотрисы, способные уловить аварийный сигнал на скорости до 140 километров в час.
Полученные знания он тщательно проверял практикой, учился сам, обменивался информацией с коллегами, и это стало основой для настоящего профессионального мастерства.
Вот такого уровня инженер-электроник прибыл для проведения вторичного контроля.
– Я немедленно провёл осмотр выданной отметки, применяя дефектоскоп локального контроля УД4Т, и на данной координате выявил остродефектный рельс. Внешне это было небольшое пятнышко на головке рельса, а трещина находилась в середине головки, – рассказывает Сергей Кондратюк.
Через три часа путейцы Новороссий­ской дистанции пути изъяли опасную находку с дефектом. Сам Сергей Кондратюк не покидал места событий до полного устранения выявленной неисправности.
В ходе оперативного расследования этого чрезвычайного происшествия и расшифровки дефектограмм выяснилось, что пропуском стала банальная причина – оператор дефектоскопной тележки Новороссийской дистанции пути попросту не включил ручные искатели на срабатывание сигналов дефектоскопа. 
По этой причине и произошёл пропуск. Виновник отстранён от должности до внеочередной аттестации в дорожной лаборатории дефектоскопии.
А наш герой продолжает поиск дефектов в рельсах – уже успел побывать со своей дефектоскопной мотрисой в Тихорецкой, Анапе, Ейске, порту Кавказ.
– Люблю эти командировки. Для меня это, по большому счёту, не только работа, но и удовольствие – следить за отражением линий ультразвука на мониторе, управлять датчиками, контролировать процесс экспресс-расшифровки информации, снятой с рельса, – рассказывает Сергей Кондратюк. 
Основная же расшифровка начинается на станции, куда прибывает мотриса из поездки по заданному маршруту. Идёт серьёзная работа с диаграммами, о выявленных отклонениях сразу передаётся информация операторам в центр. 
Как общественный инспектор по безопасности движения, он до сих пор не может успокоиться: как это не увидели признаков остродефектного рельса в Новороссийской дистанции пути? Считает, что такие случаи непростительны.
В назидание всем, кто связан с безопасностью движения поездов и
предотвращением подобных случаев, в дорожном центре расшифровки дефектограмм оперативно был создан видеофильм, в котором инженер автомотрисы АДЭ-019 Сергей Кондратюк рассказывает на примере этой ситуации, каких ошибок нужно избегать в работе путейцам-дефектоскопистам.
Фильм будет использован как пособие по безопасности движения во всех цехах дефектоскопии дистанций пути.

Автор: Николай Бастрыкин