Наташины смены Волжская магистраль

Наташины смены

Наталья Бубенкова, мастер колесно-роликового участка

В жизни мастера колёсно-роликового участка Бубненковой много перемен, и все они к лучшему

В одной газете попалась на глаза статья о докторе с замечательным заголовком «Врач по характеру». Вот о Наталье Бубненковой можно совершенно определённо сказать, что она по характеру настоящий железнодорожник.

Кто такой настоящий железнодорожник? Это тот, кто, без конца ругая «железку», не представляет свою жизнь без родного депо, цеха, станции или кабинета, увешанного схемами дорог. Это тот, кто, чем бы дома не занимался, мыслями – постоянно на работе. Тот, кто, принимая вероятность «косяков» в системе, прощая за оплошности коллег, на своём участке выкладывается на 200 процентов, и вовсе не напоказ, а потому что по-другому не умеет. Обычно такие люди, узнав, что о них хотят написать в газете, страшно удивляются: «Я-то ничем особенным не отличился, а вот мой коллега...» Это тот, кто и дружит-то исключительно с коллегами, так как на общение с людьми из «нежелезнодорожной» сферы у него просто нет времени. Оказываясь вблизи жэ-дэ-объектов, он особым придирчивым взглядом будет оценивать состояние рельс, локомотивов, вагонов, вокзалов, и вряд ли пролетающий НЛО сможет его отвлечь. Такие люди – от деповского рабочего до руководителей дорог и департаментов ОАО «РЖД» – рассказывая о себе, произносят одну и ту же фразу: «Моя судьба – железная дорога».
А от судьбы, как известно, не уйдёшь. Вот и Наташа, шустрая девчонка из Агрыза, глядя на бабушку и деда, на их тяжёлый труд в локомотивном депо (бабушка, к слову, в годы войны с сестрой паровозы водила!), когда-то решила для себя: когда подрасту, на железную дорогу – ни ногой!
– А в итоге сама всю жизнь в спецовке! – подшучивает над собой мастер колёсно-роликового участка вагонного ремонтного депо Горький-Сортировочный Наталья Бубненкова.
Каждое рабочее утро она садится за руль своего любимого кроссовера и мчит из Дзержинска в Нижний. В депо её увлекает круговерть привычных, один неотложнее другого, производственных вопросов. На короткой летучке со слесарями и крановщиками она обсуждает план работы участка на смену. Объём, как всегда, большой. В среднем это восемь вагонов планового ремонта, то есть 32 колёсные пары, с которыми нужно произвести очистку, входной контроль на вибро-диагностической установке, полностью разобрать и отремонтировать все детали. Некоторым колёсным парам буксовых узлов требуется промежуточная ревизия. Плюс с эксплуатации в день поступает 12–16 колёс, в которых на ПТО осмотрщики заметили какие-то неисправности. Задерживать ни плановый, ни внеплановый ремонт нельзя, чтобы парк депо не был забит вагонами. После планёрки она приступает к осуществлению функций начальника-снабженца-мотиватора-профсоюзного лидера. То в кадры надо забежать с рапортами, то в отдел труда и зарплаты насчёт материальной мотивации членов бригад, то решать вопросы по оборудованию и материалам с главным механиком, с главным инженером. Потом заглянуть в экономический и производственно-коммерческий отделы – сдать документацию по счетам, выставляемым собственникам вагонов за ремонт. Селекторы, отчёты электронные и бумажные, табели, наряды...
– За смену так набегаешься из цеха в контору, на четвёртый этаж и обратно, – никакого фитнеса не надо, – смеётся Бубненкова. Хотя спортом занимается с детства.
– В школе увлекалась лёгкой атлетикой, – рассказывает она. – Лыжи люблю. Катаемся с подружками по работе здесь, на Сортировке, в Берёзовой роще, иногда подальше выезжаем, в решетихинский лес. Два года назад попробовала встать на коньки. Тоже нравится!
О товарищах («подчинённые» – слово не из её лексикона), с которыми вместе трудится не один год, Наталья отзывается тепло, уважительно:
– Коллектив цеха у нас дружный. 32 человека. Очень опытные, ответственные специалисты, например, Сергей Юрьевич Копцев, лучший слесарь цеха с 25-летним стажем, который меня в своё время всему обучал. Всем коллективом праздники отмечаем, вместе и на боль отзываемся. Однажды у нашей сотрудницы, когда она лежала в больнице, дом сгорел. Дотла. Так все сразу откликнулись. И мы, и всё депо. Собрали денег столько, что она тут же смогла отстроить новый дом.
Сама по натуре человек искренний, возникающие споры среди членов бригад Бубненкова обсуждает открыто, при всех, не поощряя недовольные перешёптывания за спиной. Наверное, потому и о ней плохого слова в депо я не услышала.
– Отличный профессионал, отзывчивый, душевный человек, – характеризует Бубненкову заместитель начальника ВЧДр Горький-Сортировочный по ремонту вагонов Иван Аляпин. – Каждый день возникают рабочие ситуации, требующие мгновенных решений, и она умеет их принимать. Умеет сплотить коллектив. Люди за неё держатся. Одним словом, мастер.
В цех ВЧДр Наталья пришла выпускницей ВЗИИТа в 2002 году. Несколько месяцев отработала маляром (как это ни обидно при высшем образовании), присмотрелась, выучилась на бригадира, а потом и в мастера вышла. Теперь сама выступает в роли наставника новичков. Одна из её учениц Наталья Болдянкина сегодня трудится старшим мастером вагонно-колёсных мастерских.
– Уважаю Наталью Александровну, само собой, за профессионализм, за её человеческие качества, – говорит тёзка и подруга Бубненковой. – Не будь её, сомневаюсь, смогла бы я так быстро вырасти в профессиональном плане.
А путь в железнодорожную профессию мастера Бубненковой был, судя по всему, предопределён судьбой. И хотя первой записью в её трудовой книжке значится «контролёр Сарапульской швейной фабрики», вскоре Наталья стала работать проводником.
– Мне очень нравилось! – вспоминает она. – Я вообще люблю движение, работа с людьми – это моё.
Будучи в декрете, Бубненкова поступила на подготовительные курсы в институт. Потом прошла вступительные экзамены. Ездила из Агрыза в Ижевск на учёбу во ВЗИИТ. А последние два курса будущий инженер-вагонник заканчивала в Нижнем Новгороде, переехав сюда с мужем и дочерью в начале двухтысячных. Сейчас, к слову, дочь Кристина трудится вместе с мамой в одном депо. Несколько лет назад на конкурсе среди мастеров колёсных цехов всех депо ОАО «Вагонная ремонтная компания-1» Бубненкова уверенно заняла первое место. В 2011 году добросовестный труд Натальи был отмечен на уровне руководства компании ОАО «РЖД». Нагрудный знак «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте» она с полным правом должна бы носить на лацкане своей 
спецовки.
– Ой, что вы, он дома лежит. В коробочке. Вместе с удостоверением, – смущённо улыбается Наталья.
Мы вышли из гулкого цеха на «центральную улицу» депо. Прощаясь, остановились у молодого дуба, растущего возле административного здания. Вся земля под деревом была усыпана желудями.
– Говорят, примета такая есть: если на дубе много желудей, значит, год плодо-творный будет, – заметила Бубненкова. И поспешила опять в контору: разговоры разговорами, а дело не ждёт.

Автор: Ольга Люлина