Школа машиниста Карпова Забайкальская магистраль

Школа машиниста Карпова

Сергей Карпов, машинист-инструктор локомотивных бригад ТЧЭ Хилок

Старейший инструктор депо Хилок возвращает долги своим наставникам, обучая молодых

В связи с Днём железнодорожника машинист-инструктор локомотивных бригад эксплуатационного депо Хилок Сергей Карпов получил высшую отраслевую награду – знак “Почётный железнодорожник ОАО “РЖД”.

В локомотивном депо Хилок машинист-инструктор Сергей Карпов – человек авторитетный.

– Четыре десятка лет работы на одном предприятии, безусловно, достойны уважения, – сказал начальник ТЧЭ Хилок Константин Довбыш. – Да и не каждый из деповских старожилов удостоился высшей награды отрасли – знака “Почётный железнодорожник ОАО “РЖД”. А у Сергея Васильевича ещё есть именные часы от начальника Центральной дирекции тяги, Почётная грамота министра путей сообщения. Его колонна признавалась в 2010 году лучшей на сети дорог. А четыре года назад Сергей Карпов представлял нашу дорогу на II съезде железнодорожников страны. Всего этого он достиг высочайшим профессионализмом и добросовестным выполнением своих обязанностей, умением мобилизовать людей на выполнение поставленных задач.

Коллеги по работе, машинисты-инструкторы локомотивных бригад, уважительно относятся к Сергею Васильевичу, поскольку он старейший из них не только по возрасту (в январе ему исполнилось 60 лет), но и по стажу: 32-й год руководит колонной грузового движения! Это, пожалуй, рекорд для Забайкальской магистрали.

– Колонна у Сергея Карпова – одна из лучших не только в депо, но и в Забайкальской дирекции тяги, работает без брака, сэкономив за последние три года 220 тыс. кВт-час электроэнергии, – отметил председатель первичной профсоюзной организации ТЧЭ Хилок Сергей Кайгородов, работавший до недавнего времени заместителем начальника депо по эксплуатации. – И ещё один штрих к его портрету. В прошлом году Сергей Васильевич, как общественный инспектор, выполнил 96 проверок, выявив 71 нарушение в состоянии подвижного состава, путевого хозяйства, устройств электроснабжения. Все они были своевременно устранены... Когда я пришёл в 1984 году помощником машиниста в пункт подмены локомотивных бригад Хилок, меня определили в колонну машиниста-инструктора Карпова. Он, тогда сам ещё молодой руководитель колонны, считай, и учил меня делу, которому я посвятил всю жизнь. Учил по-настоящему и требовал по полной мере, не делая поблажек. Его уроки запомнились мне на всю жизнь. Маслом каши не испортишь, а человека – требовательностью. Чем выше с тебя спрос, тем ответственнее будешь относиться к своему делу.

Кого ни спросишь из сегодняшних машинистов-инструкторов предприятия, Сергея Кузнецова, Виктора Вершинина, Константина Мартынова и других, все характеризуют его исключительно положительно и сходятся в одном: Сергей Васильевич – человек ответственный, требовательный, к молодёжи относится с пониманием и любовью, обучая молодых машинистов и их помощников, щедро делится с ними знаниями и жизненным опытом, тем самым возвращая долги своим наставникам, которые помогали ему быстрее стать умелым машинистом-инструктором.

– Я, наверное, нетипичный машинист-инструктор, поскольку стал им, по нашим меркам, рано, в 29 лет, – признался Сергей Васильевич. – После школы поступил на курсы помощников машиниста. Проучился неполных четыре месяца, и меня призвали на армейскую службу. После демобилизации, осенью 1975 года, продолжил учёбу при депо. И с февраля 1976-го начал работать помощником машиниста. Без малого три года работал в одной бригаде с машинистом Трофимом Гладких. Он меня и учил, как надо правильно работать. В 1977-м закончил курсы машиниста электровоза, но продолжал без малого два года работать помощником машиниста. И только в сентябре 1979 года начал самостоятельно водить поезда. А в мае 1984 года – новый поворот в судьбе, меня назначили машинистом-инструктором колонны грузового движения. С той поры и по сей день работаю в этой должности.

За 40 лет работы в депо Сергей Васильевич вырос в первоклассного машиниста. И ещё, подготовил 52 машиниста и 34 помощника машиниста.

Опытные машинисты-инструкторы, начиная с заслуженного работника железнодорожного транспорта Николая Кулешова, учили молодого коллегу правильному отношению к каждому из членов его колонны. Первым правилом этой науки было: научись понимать человека. Каждый из 56 работников локомотивных бригад – индивидуален, поэтому к нему нужен опять-таки индивидуальный подход. Второе правило: требуя с человека ответственного отношения к труду, сам будь для него примером. И таких правил много, только успевай следовать им.

Помимо Николая Артёмовича, помогали осваивать умение руководить трудовым коллективом и другие коллеги по цеху машинистов-инструкторов – Фёдор Полищук, Евгений Брылёв... И тогда, и сегодня Сергей Васильевич благодарен им за науку, за дружеское расположение, за то, что помогли быстрее встать на крыло.

– Мне вообще везло по жизни на хороших людей, – задумчиво произнёс он. – Первым среди них был, конечно, мой отец, Василий Иванович. Участник Великой Отечественной войны, он в 17 лет ушёл на фронт. Начинал воевать в 42-м, на Волховском фронте, под Ленинградом. Три года провёл на передовой, в матушке-пехоте, был пулемётчиком – и ни одного ранения! Это редчайший случай. Из всех отцовских наград мне, мальчишке, почему-то больше всего запомнилась медаль “За отвагу”. А спустя 20 лет после Победы отцу вручили орден “Отечественной войны” второй степени.

После войны отец работал в депо Хилок, а мать – дежурной по станции. Отец застал ещё паровозы. Начинал трудиться кочегаром, а потом выучился на помощника машиниста. Работал до ухода на пенсию на паровозах, тепловозах и электровозах. Я был единственным сыном в семье, после старших сестёр Татьяны и Тамары, поэтому мой выбор профессии был как бы предопределён: буду машинистом. Так и получилось.

Отец-фронтовик с малых лет приучал Серёжу думать о пользе, которую можешь принести людям. И это у него получилось. Сын рос, постоянно имея перед глазами пример честного и беззаветного служения делу, которое стало главным в жизни.

Как у машиниста, на первом месте у него всегда была и остаётся безопасность движения. Сергей Васильевич ни разу не допустил создания аварийной ситуации, так как бдительность у него, можно сказать, в крови. В качестве примера привёл такой случай из своей практики, когда устройство безопасности ПОНАБ не заметило неисправности в пути следования поезда, а машинист обнаружил-таки нагрев буксы электровоза.

– В одной из поездок увидел лежащие на рельсах посторонние предметы и сразу применил экстренное торможение, – вспоминает Сергей Карпов. – Поезд остановился. Я пошёл вдоль электровоза, и в одном месте меня обдало жаром. Провёл рукой – точно, нагрелась букса у локомотива. Сообщил об этом по рации. Дотянули состав до ближайшей станции, и там за дело взялись слесари. Догадка подтвердилась. После вскрытия слесари обнаружили причину нагрева: сместилась планка стопорного болта. Не случись того экстренного торможения, неизвестно, чем бы обернулся нагрев буксы. Скорее всего – большой бедой.

И ещё был случай. Тогда Сергей Карпов работал машинистом-инструктором по теплотехнике. Губернатор области обратился к начальнику дороги с просьбой разобраться с хищениями дизельного топлива с тепловозов на Южном ходу магистрали. Это дело поручили Сергею Васильевичу и ещё одному человеку. Выехали в Борзю, разобрались на месте и наладили нормирование, строгий учёт топлива, контроль за работой маршрутов. Хищения резко пошли на убыль.

И всё же больше всего Сергей Васильевич любит говорить о положительном в своей деятельности. Благо, есть о чём.

– Сколько лет работаю руководителем колонны, ни браков, ни отказов технических средств у нас не было, – заметил он. – Помогают в этом технические занятия. Всегда есть что рассказать, чему научить. Не только я, но и опытные машинисты колонны, такие как Олег Худяков, Алексей Караулов, Дмитрий Зорин, на своём веку навидались всякого и учат более молодых коллег, как избежать беды. Средний возраст работников локомотивных бригад – 40-45 лет. Класс в основном третий, но есть машинисты и со вторым, и с первым классом. Так что повышение квалификации для машинистов – это необходимое правило. Как и психологическая совместимость в одной бригаде. А мне только остаётся контролировать всё это. И всегда помнить, что, обучая других, непременно учишься сам. Поэтому стремлюсь не оглядываться назад, а идти вперёд, брать на заметку всё самое лучшее и необходимое в нашей поездной работе.

Автор: Николай Гоголь