Заповедь Алексея Мухина: знай сам и научи других! Октябрьская магистраль

Заповедь Алексея Мухина: знай сам и научи других!

Алексей Мухин, заместитель начальника Мурманского центра организации работы железнодорожных станций

Заместитель начальника ДЦС-5 признан лучшим знатоком ПТЭ на сети

Кажется, разбуди Алексея Васильевича среди ночи и спроси наугад о каком-нибудь положении ПТЭ, он ответит не раздумывая. И можно не сверяться с текстом основного закона железнодо-рожного транспорта, выполнение которого гарантирует безопасность движения поездов. Замес-тителя начальника Мурманского центра организации работы железнодорожных станций в регионе давно знают как эксперта, а последние два года уровень его компетенции в сфере обеспечения безопасности подтверждается официально.

– Алексей Мухин – лучший знаток правил технической эксплуатации железнодорожного транс-порта на сети дорог среди руководителей, – не без удовлетворения констатирует начальник Мурманского ДЦС Илья Першин. – На заключительном этапе викторины ОАО «РЖД» на знание ПТЭ, который состоялся в июле, он получил самое большое количество баллов. Второй год подряд. И я не удивлён. Алексей Васильевич обладает редкой целе­устремлённостью: если поставил задачу, обязательно её выполнит.
Руководитель центра отмечает такие качества своего заместителя по технической части, как высокая ответственность, компетентность, требовательность к себе и другим. Несколько лет Алексей Мухин возглавляет экзаменационную комиссию ДЦС-5. Получается, что за каждого движенца, прошедшего аттестацию, несёт личную ответственность. Да и в повседневной деятельности к нему часто обращаются с уточняющими вопросами по разным пунктам «Правил технической эксплуатации», отраслевых инструкций. У него консультируются даже ревизоры по безопасности движения.
«Прежде чем действовать, сверься с ПТЭ» – этот принцип Алексей Васильевич внедрял в сознание подчинённых ещё в бытность дежурным по станции Кандалакша. Ведь ПТЭ – это твёрдый фундамент, положенный в основу организации движения поездов. Позже, работая заместителем начальника и начальником той же станции, учил сотрудников аргументировать свою точку зрения и действия. Аргументировать не приблизительно, а со ссылкой на документ. «Я не привык верить словам, – поясняет Алексей. – Мне нужны подтверждения, почему так, а не эдак». 
Дотошность Алексея Мухина иногда может раздражать работников смежных отраслевых служб, но следует признать, что во многом именно благодаря такой педантичности в спорных вопросах устанавливается истина. Известно, что при большом или маленьком происшествии смежники стараются защитить честь своего мундира, перенести вину на других. С Мухиным параллельные версии не проходят, он докопается до единственно верной. Ведь адекватная квалификация нарушений служит профилактикой их повторения. Он неоднократно видел и «расхлёбывал» последствия разных происшествий на рельсах. И понимание сверхценности и абсолютной значимости правил пришло, конечно же, после одного давнего схода на станции Белое Море. Из-за неправильных действий составителя поездов при манёврах группа вагонов столкнулась с составом. Слава богу, сам составитель успел отпрыгнуть в сторону, обошлось без жертв. Мухин прибыл на место в 3 часа ночи и провёл там почти сутки в 35-градусный мороз. Мёрз и думал: «Можно вкладывать сколько угодно средств в техническое развитие, модернизацию, но пока не изменим мышление тех, кто работает на дороге, будем терять и человеческие жизни, и материальные ценности». С тех пор эта мысль стала для него основной идеей.
Три четверти рабочего времени заместитель начальника ДЦС проводит за пределами кабинета, на линейных станциях. Каждую поездку Алексей Васильевич использует в том числе и для проверки знаний движенцев своего полигона. Правильно ли дежурный по станции выполняет регламент переговоров? Соответствует ли установленным требованиям закрепление состава составителем поездов? Знают ли работники причины последних произошедших на сети событий с тяжёлыми последствиями? Да, правила технической эксплуатации железных дорог обязательны для всех железнодорожников, связанных с движением поездов. Но не все обладают достаточным уровнем сознания, чтобы поставить их во главу угла своей производственной деятельности. 
Он не относится к той категории работников, которые непосредственно сталкиваются с последствиями нарушений инструкций по безопасности и ПТЭ, отказами в работе технических средств, чьи оперативные действия предотвращают ЧП. Алексей Мухин на своём посту предотвращает возникновение опасных ситуаций, в которых могут пострадать люди и техника. Показателем его эффективности может служить статистика неправильных действий работников, приведших к нарушению нормальной работы устройств. Такие ошибки отражаются в комплексной автоматизированной системе учёта и контроля устранения отказов технических средств КАСАНТ. Так вот, за последние три года в Мурманском регионе не зафиксировано ни одного случая неправильных действий работников дирекции управления движением, приведших к нарушениям. 
– Можно избежать авральных мероприятий, если построить системную работу, направленную на воспитание культуры безопасности, – уверен Алексей Мухин. – Что такое культура безопасности, я отчётливо понял несколько лет назад, ожидая своего рейса в аэропорту. Это осознание каждым работником аэропорта своей ответственности за то, чтобы самолёт долетел до конечного пункта. На железной дороге – та же мера ответственности за жизнь и здоровье людей.
Культура – от слова «культивировать», выращивать. Конечно, это дело не двух-трёх лет, но результат обязательно будет. Как победителю отраслевого конкурса на знание ПТЭ, ему предоставили право пройти дистанционное обучение в Корпоративном университете РЖД. После окончания рабочего дня он садится за компьютер и включает соответствующую программу. Чтобы учить других, нужно и самому постоянно пополнять багаж знаний. 
Алексей Васильевич – железнодорожник в четвёртом поколении. Прадед был кочегаром паровоза, дед и отец – машинистами тепловоза. Факультет управления процессом перевозок ПГУПСа выбрал по совету матери, которая всю жизнь трудилась в Мурманской дистанции электроснабжения. За 16 лет работы ни разу не сожалел о выборе. «Перевозки – это то, ради чего существуют все другие отраслевые хозяйства, работая на общий результат», – констатирует Алексей Мухин. Выступая продолжателем железнодорожной династии, он служит достойно чести фамилии. В наградном списке – благодарности, поощрения, почётные грамоты руководителей территориального управления и региональной дирекции. А победа в конкурсе ОАО «РЖД» на знание ПТЭ делает честь не только лично победителю, но и региональному центру, и всей Октябрьской дирекции управления движением.

Автор: Галина Морозова