Линия жизни Северная магистраль

Линия жизни

Лариса Харченко, специалист по управлению персоналом I категории Ярославского ДЦС

Лариса Харченко удостоена Благодарности министра транспорта Российской Федерации.

В проекте «Доска Почёта» мы чаще всего пишем о тех, кто на передовой железнодорожного фронта обеспечивает безопасность движения, решает технологические задачи. Но в этот раз расскажем о работнике «тыла» магистрали, чей труд не менее важен для железнодорожной отрасли. Лариса Харченко, специалист по управлению персоналом I категории Ярославского ДЦС, вот уже 15 лет каждый день решает задачи, от которых зависит работа, отдых, а порой и судьба сотрудников центра.

Деятельность кадровика многим кажется незаметной. Но в компании видят каждого труженика. За 32 года работы на СЖД Лариса Харченко была удостоена Благодарностей президента, вице-президента ОАО «РЖД», а теперь и Благодарности министра транспорта Российской Федерации. 

– Было очень приятно узнать о столь высокой награде, честно признаться, не ожидала, – улыбается Лариса Харченко. – Воодушевляет, когда твой труд отмечают и ценят – это я как кадровик знаю не понаслышке. Сразу похвастала домашним. 

Лариса от природы человек скромный и никогда не думала, что её работа будет напрямую связана с общением с людьми. А вот о стальных магистралях грезила с детства. Говорит, что железная дорога всегда казалась волшебным миром, несмотря на рассказы бабушки о нелёгкой жизни железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.

– Мой дед Владимир Васильевич Попов в войну работал помощником машиниста, и бабушка Антонина Михайловна часто вспоминала, как он сутками пропадал на работе, возвращался измождённым, – рассказывает Харченко. – Но бабушка всегда хвалила железную дорогу. Мы живём в частном секторе, и даже после смерти деда в локомотивном депо Ярославль-Главный нам выписывали дрова и уголь, оказывали материальную помощь. 

На выбор профессии повлияла мама Ларисы. Сказала, что железная дорога – это дисциплина и порядок, дочке как раз по характеру. 

Трудовую деятельность выпускница ЯТЖТ начала на станции Ярославль-Главный приёмосдатчиком груза и багажа. Потом перевели в табельщики. А в 2000 году ответственного и внимательного работника пригласили в отдел кадров станции. Через девять лет перевели в отдел управления персоналом и социального развития Дорожного центра организации работы железнодорожных станций. 

– Работа непростая, но интересная, – говорит Лариса. – Ни один день не похож на предыдущий. Даже в типовых ситуациях нужен индивидуальный подход к человеку. Например, кто-то не проходит медкомиссию и вынужден покинуть должность. Нельзя допускать, чтобы человек ушёл с обидой. Часто приходится разъяснять правила и нормы, установленные Трудовым Кодексом. Например, положено работнику при вредных условиях труда семь дней отгула в году, а он эти дни болел или находился на учёбе, и отгулять уже не сможет. У нас всё «по букве закона», но объяснить это нужно правильно, никого не расстраивая. Бывают даже случаи, когда работник не уживается в коллективе. Приходит, лица на нём нет – заявление об увольнении приносит. Очень горько в такие моменты, но я стараюсь человека поддержать, подбодрить. Вместе с моим руководителем Светланой Язевой подыскиваем варианты для перевода. Он и заулыбается, и проблемы станут не такими острыми.

Даже отправить работника в командировку – целая наука, требующая индивидуального подхода. Подобрать поезд, рассчитать суточные, учесть, выпадает ли поездка на выходной и т. п. Все эти расчёты упираются в бюджет, и необходимо соблюдать баланс интересов, учитывать мнение экономистов, специалистов по охране и нормированию труда и не обидеть самого работника, чтобы в дороге не испытывал неудобств.

– Кадры бок о бок работают с профсоюзными организациями, – говорит Лариса Харченко. – Поэтому спорные вопросы  удаётся решать оперативно.

Телефон в её кабинете молчит редко. Приходят люди, приносят документы – работа кипит. Но как оценить результат этой деятельности? В тоннах и километрах не измеришь.

– Когда работала с грузами, испытывала удовольствие от сформированного состава – вот он, итог моего труда, – вспоминает Харченко. – А сейчас иду с работы, вроде всё запланированное на день сделала, а впереди ещё много задач, – говорит специалист по управлению персоналом. – Потом вспомню, что кто-то искренне благодарил за совет, кому-то удалось поднять настроение в сложной ситуации. Сегодня результат моей работы – улыбка сотрудника.

За время службы Лариса Евгеньевна воспитала с десяток специалистов по управлению персоналом, многие до сих пор к ней обращаются за советом.

Дети тоже стали железнодорожниками.  Дочь Оксана – начальник сектора в Северном ОЦОРе, сын Игорь – электромеханик в Ярославской дистанции электроснабжения. Работа престижная, достойная и стабильная, уверена Лариса Харченко. Дети всего добивались самостоятельно, мама помогала только советом и поддержкой.

– Я считаю себя счастливым человеком, – говорит Лариса Харченко. – Утром с удовольствием спешу на работу, а вечером – домой. 

Автор: Тамара Шарова