Орловские километры Октябрьская магистраль

Орловские километры

Александр Орлов, ветеран (бывший дорожный мастер) Новосокольнической дистанции пути

Легендарный путеец стал прообразом памятника

В мае нынешнего года в железнодорожном сквере на станции Новосокольники открыли памятник путейцу, увековечив для потомков трудовой подвиг того поколения, на долю которого выпали война и послевоенное восстановление хозяйства. Узнаваемые путейские инструменты – лапа и молоток. И лицо узнаваемое. Житель небольшого районного городка в Псковской области может угадать в собирательном образе реального человека, живущего рядом, на Привокзальной улице. Прототипом для скульпторов Татьяны и Владимира Оржеховских стал Александр Евдокимович Орлов, который 58 лет своей жизни отдал путевому хозяйству. 

– Я долго вынашивал эту идею – поставить памятник путейцу, – говорит инициатор проекта Артур Багаутдинов. – А когда был назначен начальником Новосокольнической дистанции пути и познакомился с Орловым, идея обрела конкретный образ – этого Мастера с большой буквы. Накануне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне мы открыли памятник, который будет всем следующим поколениям напоминать о подвижническом труде отцов, дедов, прадедов.
Александр Евдокимович на памятник со своим лицом смотрит без тщеславия, да и свою жизнь не расценивает как подвиг: «Я же не герой какой-нибудь». В такое время суждено было родиться, когда государственный интерес ставился выше личного. Если нужно было чем-то жертвовать, жертвовали личным. Ради дела и общего благополучия. Работа по 18–20 часов, вызовы среди ночи на линию для смены рельса, тяжёлый труд под открытым небом в любую погоду… 
– Случалось, на Себежском ходу по 40 остродефектных рельсов меняли за ночь, – вспоминает Александр Евдокимович. – После войны в пути лежал трофейный хлам, 18 типов: и немецкие, и чешские, и канадские. Так что, можно сказать, всё пришлось перелопачивать. Сначала меняли рельсы на Р-43, потом на Р-50 и Р-65, также и стрелочные переводы. А на околотках из 50 человек – только два-три мужика, остальные женщины. И никаких путевых машин, ни хопперных вертушек. Поставишь двух молодых девушек на платформу с песком – и разгружают лопатами… 
И, что самое удивительное, подчёркивает Орлов, люди не ныли, не спрашивали, когда дадут выходной или сколько заплатят за внеурочную работу. После военного лихолетья счастьем было просто чистое небо без вражеских самолётов и бомбёжек. Подростком ему пришлось участвовать в очистке полосы отвода от неразорвавшихся мин и снарядов подо Ржевом. Как только освободили территорию от немцев в конце 1943 года, всех мальчиков деревни Груздово, которым исполнилось 12, вызвали в сельский совет и отдали в распоряжение военных. Под руководством сапёров дети собирали неразорвавшиеся мины и снаряды, относили их в одно место, где потом и взрывали специалисты. «Возьмёшь снаряд, а откуда знаешь: донесёшь ли? Иногда взрывались в руках. Шесть человек погибло», – вспоминает Александр Евдокимович. Его Бог миловал – остался жив. После зачистки территории мальчишек направили на другое ответственное дело: они разносили по деревням мешки с семенами. Наступала первая послевоенная посевная. 
Потом он окончил Ржевское железнодорожное училище, техникум Дзержинского в Ленинграде и был направлен в Новосокольническую дистанцию пути. Было это 28 августа 1951 года. Через 20 дней из монтёров его перевели в бригадиры, ещё через два года – в дорожные мастера. «Старшим дорожным мастером я отработал 26 лет», – не без гордости отмечает Александр Евдокимович. И чувствуется, что для него это самый важный профессиональный статус – Мастер. Был он потом и заместителем начальника предприятия, предлагали возглавить Дновскую, Суккозерскую дистанции. «В пути я всё знаю, а по финансовой части слаб», – такой аргумент неизменно выдвигал Орлов. Но, кажется, лукавил. На своём полигоне он знал каждого работника в лицо, по имени-отчеству. Глубоко уважая труд коллег, заслужил ответное уважение и непререкаемый авторитет. Как же оставить коллектив, в котором вырос, постиг все тонкости профессии, научил других? До сих пор наставника добрым словом вспоминают начальник Великолукской дистанции пути Алексей Ракеев, главный инженер службы пути Сергей Кириленков, учившиеся в своё время у Александра Евдокимовича премудростям профессии. И до сих пор звонят ему дорожные мастера, чтобы получить консультацию: как лучше сделать то, а как это? «Вы не удивляйтесь, у пути болезней больше, чем у человека, – отвечает на моё недоумение по поводу консультаций Орлов. – Да и в технологических процессах всего не опишешь. Как лучше всего заменить уравнительный рельс или уложить стрелку, поймёшь только тогда, когда десятки раз это сам сделаешь и руками пощупаешь». 
Сколько он прошёл пешком сотен километров, никто не возьмётся подсчитать. Да и зачем? Путейцы не претендуют на Книгу рекордов Гиннесса, куда заносятся только бесполезные для человечества достижения. А когда Орлов отмахивал пешком свои километры, машинисты передавали друг другу по рации: «Орёл в сторону Локни идёт, можно ехать спокойно!» Где он проходил, там была стопроцентная гарантия безопасности. В то время на весь участок обслуживания, куда входило семь околотков, был один старший дорожный мастер. Александр Евдокимович нёс ответственность за надёжность 237 километров пути – от станции Езерище до Дно. Кстати, движенцы до сих пор помнят, что он так и докладывал после окончания «окна» по ремонту пути: «Работу выполнили. Безопасность движения гарантирую!» Слово Мастера. 
– Что мне приносило и приносит до сих пор самую большую радость? – переспрашивает Александр Евдокимович. – Когда путь в порядке и поезда идут без ограничения скорости. Проезжает мимо тебя машинист, приветствует, и ты знаешь, что можешь ему гарантировать безо-
пасное движение. 
И сегодня, на девятом десятке лет, Орлов всё время в курсе всех событий в дистанции и в городе. Встречаясь на улице с руководителями, дорожными мастерами, он проявляет такое знание о состоянии пути на разных участках обслуживания, что можно поразиться его памяти и жизненной активности в столь почтенном возрасте. В 83 года он возделывает на даче огород. Буквально на днях, в первых числах октября, снял последние помидоры в парнике. Сам и маринует. Надежда Михайловна, с которой они прожили 62 года, не может после инсульта заниматься заготовками. Она также отработала 42 года в Новосокольнической дистанции. По стопам родителей в путевое хозяйство пошли сын и внук. Александр Орлов-младший трудится теперь в дирекции по ремонту путевых машин в Петербурге. Он помнит напутствие деда при заступлении на первое дежурство в ПЧ: «Знай, что ты отвечаешь за безопасность движения поездов и жизнь людей!»

Автор: Галина Морозова