Трое – за дедку, а дедка – за сетку... Железнодорожник Поволжья

Трое – за дедку, а дедка – за сетку...

Сергей Хохлов, монтёр пути первого линейного участка Анисовской дистанции пути

Монтёр пути Сергей Хохлов, не раздумывая, бросился спасать утопающего рыбака

Ни для кого не секрет, что героический поступок одного человека зачастую порождается халатностью или глупостью другого. Очередным подтверждением этому стал случай, произошедший 29 февраля в Саратове.

Информация о том, что в районе посёлка Улеши в Волге тонет пожилой мужчина, поступила на пульт дежурного областной службы спасения в 16.27. Команда спасателей тут же выехала по указанному адресу и спустя несколько минут прибыла на место происшествия. 

Картина, которую сотрудники центрспаса увидели в ста метрах от берега, напоминала известную сцену из сказки «Репка»: трое мужчин, выстроившись цепочкой, пытались вытащить пенсионера из проруби. А «дедка», в свою очередь, тянул из воды сеть с уловом, хотя сам находился на волосок от гибели! Сильное течение затягивало пожилого человека под лёд, и если б не тройка отважных парней, поспевших на помощь утопающему за четверть часа до спасателей, конец у этой истории был бы весьма печальным...

Жизнь висела на... шаблоне 

Как позже выяснилось, тремя смельчаками оказались работники Анисовской дистанции пути, которые в числе первых услышали «сигнал бедствия». 

– В тот день мы работали на станции Саратов-Порт. Наша бригада из семи человек занималась разгонкой стыков и регулировкой ширины колеи, – вспоминает монтёр пути первого линейного участка дистанции Сергей Хохлов. – Ближе к концу рабочего дня, когда мы были неподалёку от речного порта, раздался крик: «Человек в воде!». Это звал на помощь парень, ловивший рыбу на мелководье. 

Рыбак, в полном соответствии с поговоркой, увидел издалека, как другой рыбак, занимавшийся подлёдной ловлей, собрал снасти, улов и... внезапно «ушёл» под лёд.

Услышав призыв о помощи и мигом оценив ситуацию (раздумывать было некогда), Сергей бросился к утопающему. В качестве спасательного инструмента железнодорожник прихватил путевой шаблон ПШ 1520, с которым работал весь день. Приблизившись к проруби, он скинул с себя бушлат (для облегчения веса) и аккуратно подобрался вплотную к месту трагедии. Барахтаясь в ледяной воде, тонущий пенсионер хватался за тонкий лёд, который продолжал трескаться и ломаться, поэтому последние метры до проруби Хохлов преодолевал ползком. Быстрое течение неумолимо затягивало пожилого мужчину под лёд, и у него уже не оставалось сил на борьбу с водным потоком. Протянутый в последний момент путевой шаблон был единственным шансом на спасение – и дедушка ухватился за него! Правда, только вполсилы, ведь второй рукой рыбак продолжал удерживать самое ценное – сетку с уловом и ледобур. Расстаться со своим увесистым скарбом старик не хотел даже в этот страшный «момент истины». 

– Я кричал ему: «Бросай всё, и я тебя вытащу!», – рассказывает путеец. – Но дядька продолжал удерживать под водой своё барахло. Из-за тяжести лёд подо мной проломился. К счастью, вовремя подоспели мои напарники, кинувшиеся спасать рыбака вслед за мной. Сейчас я уже понимаю, что один тогда не справился бы...

Первым на помощь Сергею подполз монтёр пути Виктор Безуглов. Схватив товарища за ногу, он оттащил его на твёрдую поверхность. Хотя определение «твёрдая» здесь подходит, пожалуй, меньше всего. 

– Лёд на реке в тот день был рыхлым, поэтому мы действовали аккуратно, – вспоминает Виктор. – Я и сам большой любитель зимней рыбалки, более того, мне уже доводилось оказываться в подобных ситуациях и благополучно вытаскивать из проруби провалившихся рыбаков. 

Однако, несмотря на все имеющиеся навыки, вытянуть пожилого человека из проруби не удалось и вдвоём. Рыбак упорно продолжал держаться за свой улов и не оставлял попыток извлечь его на поверхность. Виктор за Сергея, Сергей за дедку, а дедка за сетку – тянут-потянут, а вытянуть не могут! Впору бы посмеяться, да только смешно почему-то никому не было. Тут на помощь коллегам подбежал третий монтёр Дмитрий Клыков, который захватил с собой длинную верёвку.

– Мы бросили её рыбаку и велели обмотать себе руки покрепче, – подытожил Виктор Безуглов. – Выстроившись в цепь на безопасном расстоянии друг от друга, мы с ребятами уже готовы были вытянуть бедолагу из воды, но тут подоспели спасатели.

Простить и поощрить

Нырнув прямо в прорубь, сотрудник центрспаса, одетый в специальный костюм, вытолкнул пожилого человека из воды. Затем горе-рыбака отвели к машине спасателей. Первая фраза, которую произнёс пенсионер, оказавшись в тепле, удивила всех:

– А где моя сумка?! 

– Весной заберёшь! – отшутился один из спасателей.

Рыбака в расстроенных чувствах отвезли на «скорой» в Саратовскую городскую клиническую больницу с диагнозом «переохлаждение». Только спустя несколько часов он осознал, что железнодорожники спасли ему жизнь. Ведь если б не они, прибытия спасателей мог и не дождаться!

Что же касается путейцев, то они, переодевшись в сухую одежду в вагоне-путеизмерителе, вернулись к своей привычной работе по текущему содержанию пути. Но только уже с другим путевым шаблоном: прежний ПШ 1520 в ходе спасательной операции пришёл в негодность. Впрочем, руководство дистанции пообещало не только простить своим героям «порчу инструмента строгого учёта», но и поощрить их за благородный поступок и достойный пример коллегам.

– Ребята совершили по-настоящему героический поступок! – уверен заместитель начальника Анисовской дистанции пути по кадрам и социальным вопросам Сергей Калатин. – И мы будем ходатайствовать перед вышестоящим руководством, чтобы это событие не осталось незамеченным. Тем более что поощрения эти ребята и так уже давно заслужили своим трудом. Все они работают на одном из сложнейших в нашей дистанции участков пути, расположенном вдоль берега Волги. 

Большую часть своей трудовой жизни Сергей Хохлов, Виктор Безуглов и Дмитрий Клыков провели в хозяйстве пути. Хотя последний вступил в ряды путейцев только в позапрошлом году, отслужив перед этим в армии и отучившись в Саратовском техникуме железнодорожного транспорта. Потомственный железнодорожник Виктор Безуглов работает на стальной магистрали с 2001 года. Кстати, его прапрабабушка участвовала в строительстве железнодорожной станции Анисовка, которой в позапрошлом году исполнилось 120 лет.

– Но отдельно хотелось бы отметить Сергея Хохлова, который первым бросился на помощь погибавшему человеку, – подчеркнул Сергей Калатин. –

Он не побоялся рискнуть своей жизнью ради незнакомца, несмотря на то что дома его ждали жена и трое детей. Младшему сынишке, Матвею, не исполнилось ещё и полтора года. 

– Только вернувшись на берег, мы начали потихоньку осознавать, что произошло, – признался Сергей Хохлов. – А когда я услышал крик о помощи, взвешивать все «за» и «против» не было времени. Просто сработал инстинкт!
Вот и получается, что поступок, который совершил Сергей Хохлов и его напарники, иначе как подвигом не назовёшь. Ребята поступили так, как им подсказало сердце, а всякие рассуждения из разряда «о чём они думали при этом» здесь попросту неуместны. 

Что ж, этот случай послужит уроком всем любителям прогуляться по тонкому весеннему льду! Ведь в следующий раз героических железнодорожников поблизости может не оказаться...

Автор: Алексей Шмалей