Миллион километров ответственности Красноярский железнодорожник

Миллион километров ответственности

Геннадий Вязов, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Красноярск-главный

Машинист Геннадий Вязов проехал миллион километров без брака

За образцовое выполнение должностных обязанностей и большой вклад в обеспечение безопасности движения поездов машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Красноярск-главный Геннадий Вязов награждён знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км».

Геннадия Вязова я застала в святая святых – кабине локомотива, перед поездкой. 

– И что про меня писать, – чуть возмущается он. – Все машинисты рано или поздно накатают свой «миллион».

– Накатать-то накатают, – отвечаю я. – Но вот чтобы он был без брака – не каждому дано. В Красноярской дирекции тяги за год всего семь человек удостоены такой награды. 

Геннадий Владимирович спокойный, сдержанный и немногословный. Про таких людей обычно говорят «человек с железными нервами». С первого взгляда видно: он сохранит самообладание в любой ситуации, ничто не сможет выбить его из колеи. И в этом нет ничего удивительного – таким и должен быть настоящий машинист. Ведь от него зависит безопасность движения поездов, сохранность грузов и самое главное – жизни людей.

Решение прийти работать на железную дорогу сформировалось у Вязова ещё в школе. После окончания железнодорожного техникума устроился монтёром пути в ПМС №48. Потом была служба в армии, после чего – снова работа на дороге, бригадиром в дистанции пути.

– Но профессия машиниста всегда вызывала у меня уважение, – говорит он. – А мощный локомотив – желание изучить его.  

Поэтому в 1988 году Геннадий Вязов окончил курсы подготовки помощников машиниста, а в 90-м уже встал за правое крыло грузового локомотива.

Свой первый самостоятельный рейс до Боготола он помнит до сих пор.

– Напряжение было – словами трудно передать, – рассказывает машинист. – И ответственность огромная. Ведь рядом уже нет инструктора, который в случае чего придёт на помощь. 

В этот момент Геннадию Вязову казалось, что он сросся с поездом, позвоночником чувствовал каждый вагон – как он трогается, как идёт. А профессиональную уверенность он ощутил уже тогда, когда за плечами осталась не одна сотня километров самостоятельных рейсов.

За 27 лет, что Геннадий Владимирович работает в депо, ему доводилось управлять различными локомотивами. Сейчас он за штурвалом современного пассажирского электровоза ЭП-1.

– Время не стоит на месте, – рассуждает машинист. – Приходит новая техника. И нам всегда нужно быть в тонусе – повышать свои профессиональные знания, заниматься самообразованием, следить за всеми новинками, которые внедряются в локомотивном хозяйстве, умело применять их на практике.

Только на первый взгляд кажется, что профессия машиниста – это просто и романтично. На самом деле – тяжёлый труд. 

– Помимо того, что машинист обязан чувствовать поведение поезда, просчитывать и соблюдать скоростной режим на различных участках, наблюдать за сигналами, показаниями контрольно-измерительных приборов, он должен хорошо знать и устройство локомотива, чтобы в случае возникшей неисправности довести состав до станции, – говорит Геннадий Вязов.

Важно и грамотно использовать профиль пути, чтобы иметь возможность экономить энергоресурсы. К примеру, наш герой, используя такие методики, сэкономил в 2014 году более 30 тысяч кВт/час электроэнергии.

Каждый километр пути требует от машиниста и его помощника огромного внимания. И расслабиться нельзя ни на минуту. А ещё постоянные инструктажи, техническая учёба, регулярные зачёты. Отсутствие традиционных суббот, воскресений и праздников. Какая уж тут романтика? Но несмотря на это, Геннадий Вязов не сожалеет о сделанном выборе. И сегодня, как и в начале своей трудовой деятельности, он готов отправиться в дорогу в любое время суток. Его работоспособности можно только позавидовать.


Автор: Олеся Мизинко