Шлейф дыма за составом Транссиб

Шлейф дыма за составом

Константин Потоцкий, стрелок Омского отряда ведомственной охраны

Стрелок ведомственной охраны предотвратил трагедию

Стрелок стрелковой команды по охране искусственных сооружений на станции Карбышево 1 Константин Потоцкий доказал: сотрудник ведомственной охраны способен защитить железнодорожный транспорт не только от краж и вандализма, но и предотвратить случаи нарушения безопасности движения поездов.

Почуял опасность
Стояло свежее апрельское утро. До конца смены Константина оставалось не более получаса, но бдительности он не терял. Пост ответственный: Потоцкому с товарищами поручен для охраны объект стратегического назначения – железнодорожный мост через Иртыш. 

Мало кому известно, что в обязанности стрелков ведомственной охраны входит следить не только за тем, чтобы злоумышленники не попортили железнодорожную инфраструктуру, но и за безопасностью движения – это прописано в соответствующей инструкции. Более того, в ведомственной охране обеспечение сохранности перевозимых грузов называют одной из наиболее важных и ответственных задач, возложенных на предприятие. Знал это и Потоцкий. И вот, наступил день, когда эти знания ему пришлось в спешном порядке освежить в голове.

Кому-то неисправности в вагонах помогают выявлять хорошее зрение и внимательность, кому-то – хитроумные приспособления, кому-то – интуиция. Ну а стрелку ведомственной охраны помогло... чутье. Причем в самом прямом смысле.

– Когда по мосту в сторону станции Карбышево 1 проезжал очередной грузовой состав, я вдруг почувствовал резкий запах гари, – вспоминает Константин Константинович. – Обернулся, стал искать источник запаха и заметил шлейф дыма за поездом. Приглядевшись, нашел, наконец, «первоисточник» – задымление в хвостовой части поезда.

Не мешкая ни секунды, Константин Потоцкий связался с начальником караула, а тот – с дежурным по станции Карбышево 1. Поезд с дымящимся вагоном остановили, а при осмотре вагонники выявили неисправность тормозной системы. К какой беде она могла привести, если бы не стрелок ведомственной охраны – одному Богу известно. 

Обо всем этом Потоцкий узнал уже позже.

– Тип неисправности мне, конечно, был непонятен, да и не знаток я в этом деле, не вагонник, но если уж валит дым, значит, нужно бить тревогу, – рассуждает Константин Константинович. – И потом, я просто выполнил свои обязанности, свой служебный долг.

Награда – герою
Герой не остался без награды. Бдительность, неравнодушие и строгое выполнение инструкций Потоцкого были вознаграждены Благодарственным письмом начальника Западно-Сибирской железной дороги Анатолия Регера. 

– Побольше бы таких работников – молодых и инициативных, – характеризует Потоцкого начальник стрелковой команды по охране искусственных сооружений на станции Карбышево 1 Сергей Комов. – Константин в моей команде более пяти лет, и никаких нареканий за эти годы к нему не было. 

Эту инициативность еще в прошлом году отметило и руководство: на День железнодорожника-2015 Константин Потоцкий в торжественной обстановке был награжден Благодарностью директора филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» на Западно-Сибирской железной дороге Николая Долгих. «За добросовестный труд» – емкий и, что главное, заслуженный эпитет в адрес молодого стрелка.

Должность у Константина Потоцкого ответственная и без преувеличения опасная. Правда, за годы работы сталкиваться со злоумышленниками ему не приходилось. Вообще, он не любит рассказывать в кругу друзей о своей работе и о том, что на посту он всегда при огнестрельном оружии, как говорится, «в боевой готовности» – то ли из скромности, то ли жути не хочет нагонять. Тем более что с каждой смены его дома ждут жена и двое детей.

Да и сам Потоцкий еще несколько лет назад не подумал бы, что встанет в ряды ведомственной охраны железнодорожного транспорта – по образованию он электрик. Но сразу после армии узнал о вакансии в стрелковой команде – и не прогадал. Хотя профессиональные навыки электрика не утратил и сегодня – в свободное от работы время может подпаять, починить, наладить.

Не один
И таких высококлассных профессионалов в филиале ведомственной охраны немало. Не хуже себя проявил месяцем ранее Дмитрий Воробьев, также предотвративший угрозу безопасности движения поездов. 

Для охраны грузов, перевозимых железной дорогой, в стрелковых подразделениях ведомственной охраны выделена отдельная категория работников – так называемые разъездные стрелки. Эта работа считается не только самой тяжелой, но и наиболее ответственной: когда ты «на вагоне», надеяться можно только на себя, причем в любое время дня и ночи нужно быть готовым к чем угодно. Соответственно, и людей в разъездные стрелки подбирают добросовестных, не требующих дополнительного контроля, способных принять самостоятельные правильные решения в нестандартных ситуациях, не теряя времени принять меры к предотвращению создавшейся угрозы. 

К таковым, без всяких сомнений, относится и стрелок стрелковой команды на станции Барабинск Новосибирского отряда ведомственной охраны Дмитрий Воробьев. Дмитрий Викторович работает в ведомственной охране также относительно недавно – с 2013 года, но уже неоднократно зарекомендовал себя с положительной стороны. На его примере видно, что ответственность  и профессиональная выучка, даже при небольшом опыте работы, дают хороший производственный результат. 

В марте Дмитрий сопровождал поезд с охраняемыми грузами. В качестве места проезда ему была определена нерабочая кабина локомотива. Смена протекала в стандартном режиме: осмотр и охрана вагонов с грузами на стоянках, наблюдение за составом во время движения поезда...

Нештатная ситуация стала проявляться на подъезде к станции Кормиловка, когда Воробьев обратил внимание на нарастающее раскачивание первого вагона. В этот момент состав начал останавливаться для пропуска пассажирских поездов. После полной остановки Дмитрий Викторович решил осмотреть ходовую часть головного вагона и обнаружил, что у первой тележки справа имеется излом наружной пружины.

Медлить было нельзя, ведь в любое время поезд мог отправиться дальше, и стрелок сообщил о выявленной неисправности машинисту электровоза и начальнику караула. Неисправный подвижной состав был отцеплен для ремонта, и в итоге техническая неисправность была своевременно устранена. 

За высокий профессионализм, добросовестное выполнение должностных обязанностей, проявленную внимательность, бдительность и инициативу по предотвращению угрозы безопасности движения поездов Дмитрий Воробьев также получил в награду Благодарственное письмо начальника железной дороги.

Автор: Александр Матвеев