Живу для того, чтобы работать
Николай Стебаев, начальник ремонтно-ревизионного участка Московско-Смоленской дистанции электроснабжения
Опытный специалист Николай Стебаев воспитал для столичной магистрали немало отличных энергетиков
Приказом президента ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозёрова от 24 февраля 2016 года начальник ремонтно-ревизионного участка Московско-Смоленской дистанции электроснабжения Московской дирекции инфраструктуры Николай Стебаев награждён знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 40 лет».
А вскоре после того, как документ был обнародован, начальник Московской железной дороги Владимир Молдавер вручил энергетику заслуженную награду, поблагодарив его за многолетнюю преданность избранному делу.
– Не скрою, мне было приятно, что мой труд оценён столь высоко, – размышлял Николай Тимофеевич во время нашей недавней встречи. – Хотя в общем-то к наградам отношусь довольно спокойно. Для меня главное – не знаки отличия, а чтобы потом не было стыдно за результат. И если кто-то работает для того, чтобы жить, то я живу для того, чтобы работать. На транспорте главный критерий, как ни банально это звучит, – безопасность. Уверен, кстати, что пассажиры, садясь в поезд, меньше всего об этом думают. Они просто уверены, что доедут в целости и сохранности. И это – свидетельство большого доверия железнодорожникам. Волнуются же люди, когда в пути возникают задержки. Чтобы их не было, транспортный конвейер должен функционировать без сбоев.
Да, с такой «философией» не поспоришь. Уверена, если бы каждый из нас придерживался её нехитрых постулатов, жить было бы проще и безопасней.
Беседуя с Николаем Тимофеевичем, поняла, что на формирование его личности большое влияние оказали родители. Нет, они не читали сыну нотаций. Важен был пример. Отец много лет занимал должность главного бухгалтера леспромхоза в Одинцовском районе Подмосковья, впоследствии возглавил это предприятие. Николай видел, как он ответственно относился к своим обязанностям, насколько был дотошен даже в мелочах и аккуратен. Мама трудилась в детском саду. Занятая заботами о маленьких подопечных, она находила время и для своих домашних, создавая тёплую семейную атмосферу.
– Я постоянно ощущал единство мыслей и дел родителей, – говорит Стебаев. – Впоследствии это очень помогло мне.
В 1972 году, получив в техническом училище специальность монтажника радио и телефонной аппаратуры и отработав несколько месяцев на профильном предприятии, Николай Стебаев был призван на службу в армию. Вернувшись через два года домой, он по совету брата решил устроиться на Московскую железную дорогу.
– Брат трудился в районе контактной сети Московско-Смоленской дистанции электроснабжения, – вспоминает мой собеседник. – Профиль в целом был мой. Так что долгих размышлений не было.
В дистанции вчерашнего солдата принял начальник предприятия Дмитрий Алексеевич Полтавцев. К тому времени опытный энергетик и руководитель, он обстоятельно поговорил с Николаем, изучил его документы, армейскую характеристику и только после этого вынес свой вердикт.
– Пожалуй, я не возьму тебя, Николай, в район сети, – заявил Полтавцев. – Судя по всему, тебе больше подходит ремонтно-ревизионный цех. Учти, что он – мозг всего энергоучастка, а диспетчерская – его глаза. Начнёшь с монтёра в группе телемеханики РРЦ. Если проявишь себя, есть возможность дальнейшего роста. Здесь многое зависит от тебя.
До сих пор Николай Тимофеевич помнит давний разговор. Как, впрочем, и «мелочи» вроде достойной по тем временам зарплаты, возможности постоянно повышать свой профессиональный уровень.
– Только представьте, мой оклад уже в самом начале был 150 рублей, плюс премия – 40% от него. Считаю это показателем того, как высоко тогда общество ценило труд железнодорожников, – размышляет Стебаев. – Нас приучали быть в курсе технических и технологических новинок. Регулярные занятия, практика, выезды на предприятие работников библиотеки. Посмотрите, у меня и сегодня вон сколько литературы! Плюс было развито наставничество. И, конечно, позитивное отношение к обучению в техникумах и институтах. Без отрыва от производства я смог получить хорошее образование. Тяга к знаниям была, на мой взгляд, отличительной чертой большинства людей нашего поколения.
Более 40 лет отработал Николай Стебаев на железнодорожном транспорте. Все эти годы связаны у него с одним предприятием – родной дистанцией, её ремонтно-ревизионным цехом, преобразованным в участок. Когда пришёл сюда, в цехе трудились 70 человек, 10 лет назад – 30. Сейчас по штату – 25. Как справляются? Николай Тимофеевич и сам иногда удивляется. Говорит, что приходится постоянно думать, как выполнить объёмы. Реорганизовать ли какое-то подразделение, перебросить ли людей туда, где они на данный момент нужнее. Во многом помогают умение просчитывать ситуацию и авторитет в коллективе.
Сегодня ремонтно-ревизионный участок Московско-Смоленской дистанции включает шесть бригад, члены которых диагностируют оборудование согласно своему профилю: быстродействующих выключателей преобразовательных агрегатов и диагностики, масляного хозяйства, релейной защиты и автоматики, телеуправления и автоматической системы управления, коррозийного контроля, высоковольтных испытаний и кабельного хозяйства. Полигон – от Москвы до Можайска, включая усовскую и звенигородскую ветки, участок БМО Кубинка-2 – Акулово – Пожитково. В зоне постоянного внимания находятся шесть подстанций.
– Я очень люблю свой участок, знаю тонкости работы специалистов всех групп. Иначе какой же я руководитель? – говорит он. – Все 40 лет, даже находясь в отпуске, был в курсе того, что происходило в моё отсутствие. Доводилось исполнять обязанности главного инженера дистанции, приглашали в службу. Но я понял, что моё предназначение – трудиться здесь. Главным для себя считаю помогать молодым. По возрасту мог бы уже и отдыхать. Но жалко оставить ребят, которые пока что нуждаются в моей поддержке. Молодёжи ведь у нас процентов 80 от общего числа персонала. Помогает мне специалист по управлению персоналом Жанетта Якубова, а ещё благодарен и недавно перешедшему от нас в другую дистанцию ведущему инженеру по организации и нормированию труда Артёму Черногаеву.
На профессиональную подготовку и организаторские способности указывали буквально все, с кем довелось поговорить. Начальник дистанции Владимир Данилюк, его заместитель Алексей Бобров, начальник техотдела предприятия Маргарита Лунёва, старший электромеханик группы высоковольтных испытаний Евгения Нестерова, электромонтёр РРУ Татьяна Боброва, старший электромеханик группы коррозии РРУ Вячеслав Снегирёв и электромеханик группы защиты Владимир Макаркин.
– Я сравнительно недавно знаю Николая Тимофеевича, – рассказал Владимир Данилюк. – Познакомились мы уже после того, как я возглавил эту дистанцию. Хотя слышал о нём и раньше. Всё, что говорилось о его профессионализме, добросовестности, организаторских способностях, оказалось правдой даже не на 100, а на все 200%. Его задача – не гайки крутить, а думать. И он делает это блестяще. После его работы не бывает отказов технических средств. Тому же он учит и молодую поросль.
– Николай Тимофеевич умеет отстаивать своё мнение, – отмечает Маргарита Лунёва. – Как правило, последнее слово остаётся за ним, так как он технически грамотен. Благодаря именно Николаю Тимофеевичу наш ремонтно-ревизионный участок является, можно сказать, базовым для дистанций электроснабжения МЖД. А ещё он даёт путёвку в жизнь молодым энергетикам. Да, они изучили азы профессии, оторвались от папы-мамы. Но всё равно нуждаются в совете опытного человека. Выпускников «школы» Стебаева можно называть правильными специалистами.
Алексей Бобров поступил на предприятие сразу после окончания МИИТа в 2006 году.
– Моя специальность – автоматика, телемеханика и релейная защита, – рассказывает он. – Так что меня прямиком направили в РРУ, под начало Николая Тимофеевича.
Первое, что отметил тогда Алексей, – требовательность Стебаева к работе подчинённого, к его внешнему виду, внутренней организации.
– Несколько лет назад мой предшественник уходил на заслуженный отдых и предложил мне перейти на его место, – продолжает Бобров. – Я взял паузу, посоветовался с несколькими людьми, в том числе и с Николаем Тимофеевичем. Он сразу поддержал меня, сказав, что надо постоянно двигаться вперёд, расти, обещал поддержку. Слово своё сдержал. Добавлю, что Николай Тимофеевич чётко соблюдает субординацию. Он может высказать свою точку зрения. Вместе с тем выполнит все поставленные задачи.
Вячеслав Снегирёв впервые попал в дистанцию, будучи учащимся Курского железнодорожного техникума. Именно в Одинцово под руководством Николая Стебаева он познал азы профессии энергетика. Получив диплом, был направлен в Московско-Смоленскую дистанцию уже на работу. Отсюда с должности электромеханика уходил служить в армию. Ныне его трудовой стаж на данном предприятии насчитывает 10 лет.
– Когда я вернулся с действительной, меня сначала хотели определить на должность электромонтёра. Для того, мол, чтобы обновил в памяти профессиональные азы, – поделился Вячеслав, пока мы шли от станции Одинцово, где находится РРУ, на его базу. – Но Николай Тимофеевич не согласился с этим предложением, и меня приняли на прежнюю должность.
– А для чего же тогда мы существуем? – такой риторический вопрос чуть позже задаст Стебаев. – Напомнить, подсказать, помочь – всё это наша обязанность. Зато у парня мог остаться осадок от несправедливости, допусти мы её тогда по отношению к нему. Сегодня я на все сто уверен в Славе.
В своём кабинете, где царят чистота и порядок, на базе ремонтно-ревизионного участка в Одинцово Николай Стебаев бывает нечасто. Гораздо больше шансов увидеть его, что называется, в поле, где он в соответствии с должностным регламентом бывает не менее двух раз в неделю, оперативно контролируя качество работы, выполненной его подчинёнными. По результатам последних лет свой основной показатель – планово-предупредительный ремонт – коллектив ремонтно-ревизионного участка держит на высоком уровне. Подобная стабильность подтверждает высокий профессиональный класс Николая Стебаева и его, в общем-то, небольшого коллектива.
– Мне интересно узнавать новое и, если возможно, применять это на практике, – признаётся он.
В качестве примера приведу такой случай: несколько лет назад во время поездки в Израиль Стебаев увидел там необычные щиты. Сначала подумал, что рекламные. Но нет. Конечно, тут же решил узнать, для чего они предназначены, и пока остальные осматривали достопримечательности, наш герой искал ответ на загадку. Оказалось, это солнечные батареи.
– Как энергетик я понимаю плюсы подобного использования энергии солнца, – говорит он. – Вот бы и нам нечто подобное хотя бы на юге!
Большое впечатление произвела на Николая Тимофеевича поездка в Китай. Особенно технический прогресс на железных дорогах восточного соседа.
Народная мудрость гласит: где родился, там и пригодился. Это словно о нём, о Николае Тимофеевиче Стебаеве. Он родился и вырос в Можайском районе Московской области. С этими местами связана вся его трудовая жизнь. Здесь, в деревне Полушкино, сохранился дом предков, который он сейчас неспешно ремонтирует и расширяет. Ведь ныне у сына Николая и Татьяны Стебаевых Руслана подрастают двое детей. Для внуков и старается Николай Тимофеевич, надеясь, что в будущем то, как он служит делу, станет примером и для них.
Автор: Вера Чубарова