«Внимание! Слушайте все!» Транссиб

«Внимание! Слушайте все!»

Евгений Осипов, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Барнаул

Применив экстренное торможение, машинист Евгений Осипов спас сотни пассажиров встречной электрички

В последний день календарной весны начальник железной дороги Анатолий Регер принял участие в планерке локомотивных бригад эксплуатационного депо Барнаул. А буквально за несколько дней до этого события произошел случай, который высоко оценил руководитель магистрали и который можно смело занести в актив коллектива этого предприятия. 

«Будьте бдительны!»
Электропоезд №6225, следовавший 24 мая по маршруту Артышта 2 – Барнаул, уже приближался к своему конечному пункту, когда в кабине машиниста по рации зазвучал тревожный голос:
– Внимание, внимание! Слушайте все! Я – машинист  Осипов поезда №2080, остановился «головой» на 25 км, 9-й пикет четного пути перегона Укладочный – Шпагино вследствие повреждения контактной сети. Выявлен обрыв изолятора с провисанием элементов контактной сети. Будьте бдительны!

Именно в такой форме немедленно передается оповещение по радиосвязи машинистом поезда, остановившегося на перегоне из-за внезапного повреждения контактной сети. Сообщение адресуется машинистам вслед идущих и встречных поездов, поездному диспетчеру, а также дежурным по станциям, ограничивающим перегон до получения ответа.

Локомотивная бригада колонны №4, которой руководит машинист-инструктор Евгений Силютин, в составе машиниста Евгения Осипова и его помощника Сергея Кузьмина, как обычно, внимательно следила за состоянием железнодорожного пути и контактной сети, вовремя увидела отклонения от содержания. А когда худшие предположения подтвердились, немедленно применила экстренное торможение. Поезд остановился так, что чрезвычайное происшествие удалось «заблокировать». 

Конечно же, в известность были поставлены дежурные по станции, которые установленным порядком передали сообщение по инстанциям. О такой опасной ситуации извещались локомотивные бригады поездов обоих направлений не зря. Негабарит первого пути не позволял следовать поездам даже с опущенными пантографами.  

Со станции Укладочный оперативно выехала бригада электромонтеров Алтайской дистанции электроснабжения. Приступили к приведению в габарит контактной подвески по первому пути. На это ушло всего 10 минут. После этого движение возобновилось с опущенными токоприемниками. Первым пришел в движение электропоезд №6225, остановленный как раз на перегоне Шпагино – Укладочный.

Когда чуть позднее движенцы предоставили «окно» для полного восстановления контактной подвески, картина случившегося прояснилась. Были разрушены гирлянды изоляторов из четырех штук в нижнем фиксирующем тросе жесткой поперечины. Это привело к последующему провисанию нижнего фиксирующего троса в габарит подвижного состава по второму пути и нарушению габарита по первому пути. 

Установлена и причина разрушения – поверхностное перекрытие электрическим током гирлянды изоляторов с последующим ее механическим разрушением. Кстати, диагностика изоляторов прибором «Ультраскан» 11 мая дефектов не выявила...
  
Сигнал «Опустить токоприемник»
– При обнаружении не только машинистом, но и любым работником железнодорожного транспорта неисправностей контактной сети, как-то – провисание провода, разрушение изолятора, наклон фиксатора, обрыв струны, наклон опоры, – входящих в пределы габарита подвижного состава, необходимо подать сигнал «Опустить токоприемник». – поделился информацией с «Транссибом» заместитель начальника депо Барнаул по эксплуатации Юрий Чардынцев.

– Как подать такой сигнал? Может, подскажите на всякий случай? – задаю вопрос с упреждением. – Мало ли, что в жизни может произойти.

– Конечно, могу! – улыбается Юрий Геннадьевич. – Согласно инструкции, в случае внезапного повреждения контактной сети, не допускающего проследования электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, необходимо выдвинутся в сторону ожидаемого поезда на 500 метров и подавать машинисту сигнал рукой «Опустить токоприемник». Днем – повторными движениями правой руки перед собой, а левую поднять вертикально вверх. Ночью – повторными вертикальными и горизонтальными движениями фонаря с прозрачно-белым огнем.

– Да, с фонарем могут возникнуть проблемы…

– Именно поэтому, в первую очередь, помощь ожидается от железнодорожников. Машинист, получив сигнал, должен подать оповестительный сигнал, при обесточенной цепи опустить токоприемники и проследовать место повреждения с особой бдительностью. 

Устройства контактной сети, согласно требованиям правил технической эксплуатации, не должны ограничивать скорость движения поездов, установленную графиком движения.

По словам заместителя начальника депо, с остановленным электропоездом №6225, в котором ехали свыше 300 пассажиров, могли произойти большие неприятности. Он мог запросто въехать в негабарит пути и «собрать» контактную сеть – со всеми вытекающими отсюда тяжелыми последствиями. Хорошо, что с самой лучшей стороны проявил себя Евгений Осипов. Машинистом он трудится с 2012 года и за такой относительно небольшой промежуток времени уже понял, что бдительность и ответственность на железной дороге – это самое главное. 

Упреждающие действия
Логично после такого случая сказать, что в эксплуатационном локомотивном депо Барнаул эффективно трудится совет общественных инспекторов по безопасности движения поездов. В его состав входят 22 человека. В апреле общественными инспекторами депо было проведено 58 проверок, при этом выявлено 168 замечаний.

– На перегоне Алтайская – Укладочный 17 апреля машинист Олег Дорофеев, один из самых активных в составе совета, обнаружил обрыв струнки крепления контактной сети выше контактного провода, – рассказывает председатель совета общественных инспекторов по безопасности движения депо Барнаул Сергей Столбовских. – Под стать ему и машинист Степан Маципуло, выявивший 24 апреля на перегоне Черепаново – Безменово отсутствие знаков ограждения опасного места при ограничении скорости движения поездов.

А наибольшее количество проведенных проверок и выявленных замечаний на счету машиниста Олега Гринимайера: 11 проверок и 87 замечаний. К примеру, 20 апреля на перегоне Алтайская – Боровиха он внес в Книгу замечаний машиниста факт того, что производство работ на посадочной платформе велось с нарушением габарита, без выдачи предупреждения по форме ДУ-61. По этому случаю, сообщил «Транссибу» Сергей Столбовских, начальник ООО «ПромСтройСервис» привлечен к дисциплинарной ответственности. 

Ни одна угроза безопасности движения поездов не должна оставаться без упреждающих действий и соответствующих выводов. Об этом в коллективе эксплуатационного локомотивного депо Барнаул помнят постоянно. 

Автор: Владимир Павлов