На изломе стальной линии Волжская магистраль

На изломе стальной линии

Роман Варанкин, : машинист электровоза 2 класса

Роман Варанкин обнаружил серьезную неисправность пути и предотвратил возможный сход пассажирского поезда

Раннее летнее солнышко приветливо встречает большие машины со стройными хвостами из пассажирских вагонов. Стальные гиганты, поблёскивая гладкими боками, словно услужливо приглашают к путешествию. И ты уже почти слышишь явственный шёпот: «Там, за горизонтом столько интересного!»

А если ещё и управлять одной из таких штуковин, везти по убегающим вдаль путям длинный состав и чувствовать на плечах внушительный груз ответственности? Однако машинист ТЧЭ Киров Роман Варанкин очень спокоен. После 14 лет работы на железной дороге её романтическая аура постепенно утратила своё волшебство, но осталась верность. И это немало. В совокупности же с опытом – надёжность и крепость отношений железнодорожника с магистралью не вызывает сомнений.

Самолёты или поезда?
Внимательным взглядом, по-хозяйски Роман оглядывает электровоз на прощанье. Закончилась ночная смена, и машину он уже передал в руки другой локомотивной бригаде, но осмотреть ходовую часть и проверить нагрев букс напоследок тянется рука. Мы встретились сразу по прибытии поезда под его управлением на станцию Киров, чтобы сделать снимок для газеты. А чуть позднее состоялась и наша беседа.

– Вам удалось поспать? – интересуюсь я, отмечая бодрое настроение моего собеседника. Однако, к удивлению, он отрицательно качает головой и объясняет:
– Дела домашние...

В семье Варанкиных не было железнодорожников. Но будучи ещё мальчишкой, он мечтал только о двух профессиях – лётчика и машиниста. С первым не получилось. Чтобы попасть в авиацию, нужно было получить направление на учёбу, но тогда в 90-е это оказалось трудной задачей. Так и остался единственный верный путь – Нижегородский техникум железнодорожного транспорта. Закончил его Роман по специальности «техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава». По распределению вернулся в Киров. А здесь сначала устроился слесарем в ремонтное локомотивное депо, меньше чем через год ожиданий и надежд стал помощником машиниста, чуть позже машинистом третьего, затем второго класса. Сегодня Роман Варанкин водит локомотивы в одно лицо. Ответственность, он это не скрывает, ещё больше. Да и устаёшь в два раза быстрее.

– За всем приходится следить самому: и вперёд смотреть, и за скоростью, и график выдерживать...

Как запомнился ему первый рабочий день в качестве машиниста! Лето, солнышко и новенький электровоз ЭП1М, только-только поступивший в депо.

– Нам с помощником очень нравилось на нём работать, – делится Роман. – Такая мощь, а ты ей управляешь, и за тобой 15–20 ва-гонов с людьми! Волнение, конечно, было.

Что мог, я сделал
Тем более опасностей на магистрали хватает. Взять хотя бы человеческий фактор! Не задумываясь о последствиях люди перебегают железнодорожные пути перед идущим поездом буквально каждый день.

– Случается и не по разу! – с горькой улыбкой сетует наш герой. – Вам нужно съездить в Балезино. Там «отчаянные храбрецы» перебегают перед каждым поездом. К примеру, вчера женщина лет пятидесяти издалека увидела, что поезд отходит от стоянки. Я набирал скорость, а она раз и бросилась. На сифон нажал, свищу-свищу, но она всё бежит и бежит. Приготовился уже тормозить, ведь задавлю. Вовремя мужчина за платье её схватил и остановил. Есть пешеходные переходы с настилом, светофорная сигнализация, однако люди всё равно не задумываются и бегут куда-то.

Как это сказывается на напряжении нервов локомотивных бригад догадаться не трудно. Тем более, ситуации бывают куда более драматичные. Об этом случае потом напишут в газете. «В 16 часов 28 минут на нерегулируемом переезде 604-го километра перегона Шеманиха – Уста мотоциклист пытался проскочить пути перед приближающимся почтово-багажным поездом № 945. Не успел. Участок пути в этом месте прямой. Светлое время дня. Видимость составляла 800 метров. Средства сигнализации работали в штатном режиме. Что подвигло тридцатилетнего молодого человека на этот поступок, он уже не ответит. Несмотря на все предпринятые меры (тем же поездом он был доставлен на станцию Ветлужская, где есть больница), пострадавший скончался».

Машинистом того поезда был Роман Варанкин.

– Случилось это около небольшой деревушки Минеевки в 2013 году, – рассказывает он. – Ехали мы тогда спокойно, и вдруг я вижу, как из леса по дороге к переезду несётся мотоциклист. И понял сразу, что он точно попадёт под состав. Применяю экстренное торможение. Всё происходит за доли секунды. Что мог, я сделал, и понимаю – остальное уже от меня не зависит. Мотоцикл влетел в бок электровоза. Подножка от удара сошла в сторону, а парня по инерции отбросило в кювет. Но тогда он ещё был жив. Умер позже, в больнице.

Приходилось Роману сталкиваться и с фактами настоящего вредительства. Давно, когда Роман работал помощником у машиниста Юрия Пасынкова, своего наставника и учителя, его в изумление привела брошенная посреди колеи горящая покрышка от трактора. В сумерках они разглядели сначала лишь дым из-за горки, в которую медленно въезжали. А поднявшись выше, заметили языки пламени и бревно, торчавшее из покрышки прямо им навстречу. Чем объяснить подобный поступок, цели и мотивации людей?

Где-то есть неисправность
В 2013 году Роман Варанкин за добросовестный труд был награждён почётной грамотой, а 26 но-ября 2015 года из рук начальника дороги получил нагрудный знак «За безопасность движения». Поводом для этого послужил случай, потребовавший от машиниста особой бдительности и принятия правильных решений.

В районе полудня от станции Балезино отошли два пассажирских поезда и следовали по удалению друг за другом. Шли с нагоном, поскольку к станции прибыли уже с опозданием. Варанкин, управлявший вторым составом, приближаясь к предвходному светофору станции Коса, почувствовал неладное. Сигнальный прибор показывал жёлтый огонь. Скорость нужно сбавить. «Странно, идём же с опозданием» – подумал он. – «Почему тот поезд, что впереди, так медленно движется?». А уже на следующем блок-участке загорелся красный, предупреждая о занятости пути и запрещая проезд. Однако дежурная по станции заверила, что первый поезд давно прошёл и уже подъезжает к следующей станции. Впереди блок-участок свободен, светофор ложно горит красным огнём – значит, где-то есть неисправность! В голове разом всплыли нужные страницы инструкции, и что необходимо предпринять в такой ситуации. Очень медленно электровоз двинулся вперёд. В каждый кусочек стальных линий пристально вглядывался обеспокоенный машинист. Ведь если покажется препятствие, нужно быть готовым немедленно остановить машину. За плечами жизни людей. И вдруг в метрах десяти на левой «нитке» пути Роман что-то заметил. Излом? Чтобы убедится в своих подозрениях, вызвал начальника поезда и попросил сфотографировать неисправность. Оказался прав – на рельсовом стыке лопнули болты и отпала накладка, о чём бдительный машинист немедленно сообщил дежурной.

– Излом рельса – очень опасная неисправность, – говорит главный инженер ТЧЭ Киров Александр Поторочин. – Всё могло закончиться сходом локомотива и вагонов, но Роман Николаевич принял верное решение и предотвратил серьёзные последствия. При этом, замечу, он работал в одно лицо, а значит мог надеяться только на себя. И в итоге справился. Я этому не удивлён. Варанкин знающий, перспективный работник. В кадровом резерве стоит как машинист-инструктор. У него есть все задатки лидера среднего звена, умеет объяснить, показать. Вообще весёлый парень и принимает самое активное участие в жизни депо.

Автор: Алена Зудина