Мастер образцового вождения Московский железнодорожник

Мастер образцового вождения

Юрий Саутин, Машинист электровоза

Машинист Юрий Саутин стал миллионером по километражу безаварийного пробега на локомотиве

Приказом президента ОАО «Российские железные дороги» от 14 марта 2016 года машинист электровоза первого класса эксплуатационного локомотивного депо Рыбное-Сортировочное Московской дирекции тяги Юрий Саутин удостоен звания «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте». А его чествование по этому поводу состоялось на совещании по подведению итогов весеннего дорожного комиссионного осмотра Московско-Рязанского региона – с благодарностью за многолетний безупречный труд начальник Московской дороги Владимир Молдавер вручил машинисту заслуженную награду.

Потомственный железнодорожник Юрий Саутин работает на транспорте, а точнее, в депо Рыбное с 1983 года. После службы в армии был принят слесарем по ремонту подвижного состава, и в том же году поехал помощником машиниста. С 1987 года – за правым крылом локомотива. Заботясь о своём профессиональном уровне, занимался самоподготовкой, что вело к повышению классности: в 2002 году Юрий стал машинистом первого класса.

За время работы в этой должности Саутин никогда не допускал браков, отказов технических средств, внося большой личный вклад в безопасность движения поездов, что оценено по достоинству: в 2008 году он награждён знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км». И это, как оказалось, не предел, с тех пор на его счету ещё не одна сотня тыс. км безаварийного пробега.

– Я считаю, что немалая заслуга в том моих наставников, в особенности – Александра Викторовича Любавкина, с которым я работал в паре помощником машиниста, – говорит Юрий. – Он «запускал» меня на должность машиниста, обучая практическим навыкам, и с особой требовательностью относился к знанию конструкции электровоза, чтобы при самостоятельной работе я не допускал браков и отказов.

Юрию Саутину на всю жизнь запомнились слова его наставника: «Вот когда поедешь сам машинистом – через три года почувствуешь себя асом. Но так не считай, ты ещё никто, лишь спустя лет 10 можешь им стать». Предвидел ли тогда Любавкин, что его подопечный станет лучшим по профессии не только в родном депо, но и на железнодорожном транспорте?

– Такого высокого звания Юрий Саутин достоин больше, чем на 100%, – говорит машинист-инструктор Александр Чистохвалов, возглавляющий колонну локомотивных бригад, в которой трудится герой этого материала. – Добросовестный, опытный, ответственный, отличный наставник молодёжи, у него не бывает ни замечаний, ни опозданий. Мы ставим его во всём в пример, и прежде всего по обеспечению безаварийной работы и экономичному вождению составов. Своим опытом по выявлению и оперативному устранению неисправностей электровоза он делится с другими на технических занятиях. А ещё он лёгок в общении, доброжелательный, весёлый.

Как отметил Чистохвалов, к тому же Саутин – грамотный рационализатор, ему одному из первых машинистов депо было доверено в своё время освоение системы автоведения поезда ИСАВП-РТ, при этом он принимал активное участие в разработке её практического применения в соответствии с конкретными маршрутами – тяговыми плечами, что обслуживают рыбновские локомотивные бригады.

Рациональному и экономичному вождению составов Саутин, ставший лучшим по профессии, тоже во многом обязан, как он считает, Александру Викторовичу Любавкину, который тщательно обучал его этому, говорил, что машинист должен чувствовать свою машину «генетически», работать с ней в крепкой связке, хорошо знать профиль пути на маршруте, чтобы не допускать необоснованных торможений. Наставлял, что лишь из-за одного такого неверного торможения можно напрасно потерять до 200–300 кВт•ч электроэнергии, которые лучше сберечь, а не пережигать. От мастерства машиниста зависит многое: при рациональном ведении поезда продлевается срок службы тормозных колодок локомотива, путевой колеи.

И Саутин всегда следует этим правилам: в среднем за месяц экономит до четырёх-пяти тыс. кВт•ч электроэнергии на тягу поездов. Как наставник, он «обкатал» за время своей работы около десятка машинистов, обучив их профессиональному мастерству, передав свой ценный опыт, в том числе и по экономии энергии. А последнее время работает в паре с помощником машиниста Сергеем Фроловым, и можно быть уверенным, что тот унаследует от Саутина профессиональные навыки.

Машинист электровоза – тяжёлая и ответственная работа. Те, кто занят в грузовых перевозках, в пути следования находятся в напряжении в течение 8–12 часов, являясь при этом главными контролёрами в обеспечении безопасности движения поездов, их бдительность позволяет предотвращать возможные аварийные ситуации. По работе с книгой замечаний машиниста Саутин служит примером для своих коллег – вносит в среднем 
30 записей в месяц.

Ничего не ускользает от его внимания: будь то обрыв поводка струны троса контактной сети, что может привести к провисанию контактного провода, или отсутствие нумерации на пикетных столбиках, или перегоревшая лампочка в светофоре – всё, что может угрожать безопасности. И приходя на работу, он обязательно интересуется, устранены ли своевременно замеченные им нарушения – с помощью личной электронной карты на терминале, в который заносятся записи машинистов, а затем контролируются принятые по ним меры.

За правым крылом локомотива Юрий Саутин водит грузовые поезда на участках от Рыбного до Бекасово, Ожерелья, Орехово-Зуево, Перово. Освоил эти тяговые плечи досконально, говорит, что сниться они будут до конца жизни. Может и с закрытыми глазами воспроизвести любой перегон или станцию, что помогает ему замечать в пути следования всё, что нарушает порядок и может угрожать безопасности. При этом рабочие поездки не лишены романтического восприятия – ему нравятся красоты живописной природы земли Рязанской и Подмосковья.

– Вам не приходилось ездить на локомотиве в сторону Узуново? – спрашивает Саутин и на отрицательный ответ с восхищением продолжает. – На спуске, на 21 км от Рыбного открывается с высоты такая красивая панорама, что дух захватывает, кажется, будто на самолёте летишь. Особенно летом на заре, когда от восходящего солнца искрится росою трава и луга словно переливаются…

Первоклассный машинист радуется и добрым переменам на железной дороге. За последние годы, по его словам, преобразились и похорошели станции: в полосе отвода окашивается трава, выпиливаются деревья, очищаются от мусора откосы и междупутья, да и светофоров, разбитых хулиганами, стало меньше попадаться. С удовлетворением он подмечает и то, что на родных просторах стало больше засеваться полей, они стали ухоженные, отчего светлеет на душе. А когда проезжает станцию Дивово, у него нередко всплывают в памяти воспоминания отца: осенью 1941 года из-за серии бомбёжек, как после смертоносного смерча, на её месте оставалась лишь огромная воронка…

В военные годы его отец, Яков Фёдорович Саутин, работал на станции Рыбное начальником участка Рязанской дистанции пути. Нередко приходилось путейцам оперативно восстанавливать путевую колею после налётов вражеских самолётов, чтобы обеспечить пропуск военных эшелонов к фронту. Переброшены они были для этого и на станцию Дивово, но такой страшной картины, как там, им видеть не приходилось.

А выбор профессии для Юрия Саутина во многом был определён тем, что родители были железнодорожниками: отец, Яков Фёдорович, 1910 года рождения отработал на железной дороге 52 года, мама, Анна Григорьевна, в годы войны трудилась в паровозном депо Рыбное, затем в дистанции пути. И три старших брата Юрия Яковлевича – Николай, Михаил и Анатолий, – а затем и племянники тоже связали свою жизнь с железной дорогой. Сейчас общий стаж их трудовой династии около 300 лет, и это не предел, её летопись продолжается в третьем поколении.

– В железнодорожной школе, где я учился, каждый вторник был днём трудового воспитания, до обеда мы обучались слесарному делу в локомотивном депо Рыбное, – вспоминает Юрий. – Под присмотром слесарей обтачивали разный инструмент, к примеру, ручки для контроллера машиниста. Всем нам, мальчишкам, нравилось работать с железками, и тесная связь нашей школы с депо повлияла на выбор профессии тогдашних старшеклассников, многие потом пошли работать на железную дорогу. А моё призвание – водить поезда, по выбранной специальности я окончил Рязанский железнодорожный колледж, люблю свою работу и стараюсь выполнять её на совесть.

Юрий Саутин из тех счастливых людей, у кого есть любимая работа и крепкая, дружная семья. С супругой Еленой Алексеевной они воспитали двух дочерей, Анну и Марию, которыми могут гордиться, а теперь радуют их любимые внучата-дошколята – Василиса и Миша. В свободное время бывалый машинист увлекается рыбалкой и тихой «грибной охотой». Его увлечения разделяет и супруга, фельдшер скорой помощи. Вместе они нередко выезжают с палаткой на природу, когда совпадают выходные. А раньше не раз ездили с дочерьми порыбачить в низовья Волги, в Астраханскую область.

На вопрос, о чём мечтает машинист – лучший на железнодорожном транспорте, Юрий без раздумий ответил, что хотел бы ещё поработать на самых современных электровозах 2ЭС6, 2ЭС10. А что касается локомотивов ВЛ10 и ВЛ11 всех модификаций, он владеет ими в совершенстве, управляя грузовыми поездами.

Автор: Татьяна Глыва