«Побольше бы послушных водителей» Уральская магистраль

«Побольше бы послушных водителей»

Елена Черанёва, дежурная по переезду Верещагинской дистанции пути

Дежурная предотвратила столкновение поездов с легковушкой, у которой прямо на переезде закончился бензин

Дежурной по переезду Верещагинской дистанции пути Елене Черанёвой (на фото) подвиг в буквальном выражении приходится совершать по расписанию. Сама она таковым ни один из инцидентов на 1 312 километре не считает, но без заминки назовёт дату каждого, с точностью до часа, даже минуты. Например, в первый день лета в её смену заглох автомобиль с прицепом. С двух направлений уже приближались пассажирский и грузовой поезда...

– На работу чуть ли не с молитвами иду, – огорошивает Елена Черанёва. – Шлагбаумы сносят, машины застревают, водители нехорошие попадаются.

– Что же это за переезд у вас такой – столько здесь всего приключается?

– Первой категории, с интенсивным движением: 6-7 тысяч машин в сутки. Ещё у нас тут подъём с одной стороны, метров через тридцать от шлагбаума. Часто фуры встают, особенно зимой, если снег не убран, асфальт не засыпан. Водители иной раз теряются, когда шлагбаум закрылся, а машина – на путях. Волнуются так, что не могут завестись. Вам-то про какой случай рассказать? 

– Можно пойти в обратном порядке, начнём тогда с недавнего события. 

– 1 июня, 10.45, «Нива» заглохла с лодками и приспособлениями для рыбалки. Как потом выяснили – кончился бензин, именно на путях, не раньше и не позже. С горки, видимо, по инерции скатилась, встала, с прицепом – не вытолкаешь. У меня уже пассажирский на подходе и грузовой, водитель начал паниковать. Объяснила, что поезда я сейчас «поставлю», но надо заранее машину ловить. Прицепить и быстрее оттащить, у нас для этого и тросы, и всё остальное есть. Я нажала заградительный, поезда экстренно встали, выдержка в три минуты. Затем открыла переезд, машину убрали, всё у нас закончилось благополучно.

– Как и при недавнем происшествии, когда фура шлагбаум протаранила?

– Этот у нас инцидент тоже июньский – в один из выходных дней случился. «КАМАЗ» с прицепом, гружёный досками, подъехал к переезду, затормозил. Вдруг снёс шлагбаум и уехал, не глядя на световую, звуковую сигнализацию. У меня как раз сидели мастер, бригадир, монтёры. Мы быстро поставили другой шлагбаум. Заградительный не пришлось нажимать, хотя и приближался грузовой поезд. ГИБДД затем приехала, я всё рассказала, через полчаса нарушителя поймали. Оказалось, прицеп частный, вечером на переезд хозяин явился – разбираться.

– Вот неожиданный поворот сюжета. Что ему от вас-то понадобилось?

– Выяснял, с чего вдруг я тут рапорты составляю, номера с машин списываю. Наверное, говорит, мне платят за это или нужно какой-то план выполнить. Как раз позвонила диспетчер, услышала: кто-то грубо разговаривает, кричит. Сразу отправила ко мне начальника дистанции пути, мастеров с бригадиром. Они с этим хозяином ещё на повышенных тонах поговорили – всё обошлось. С меня-то он требовал доказательства, что именно его фура снесла шлагбаум. А показать особо нечего, камер на переезде нет, и поставить пока не обещали. Из-за этого летом прошлого года трудности были, когда тут автобус застрял. Хорошо, тогда водителей нашли, которые всё подтвердили, я же не сочиняю. 

А то ведь клянутся, что правил не нарушают, проезжают честно и аккуратно.

– С автобусом было, когда вы предотвратили наезд подвижного состава? Вас затем поощрили за грамотные, оперативно предпринятые действия. 

– Да, это было ровно год назад, тоже в июне, я даже время запомнила – 15.46. «Окна» тогда шли, путь меняли, и переезд на три-четыре минуты открывался. Естественно, скапливались машины, и каждый старался быстрее проскочить. Вроде бы уже все проехали, тут автобус этот появляется, откуда ни возьмись. Он экскурсионный, средний по размеру, оранжевого цвета, надпись: «Дети».

– Уже этого водителю должно быть достаточно, чтобы не рисковать… 

– Он, наоборот, выехал на красный, шлагбаум закрыт, плиты уже поднялись. Бросил автобус на путях, выскочил, стал на меня кричать, что я такое делаю. Переезд ведь закрывается автоматически, а водитель как будто не знал этого. Пока он кричал, я включила заградительный, сообщила всем, кому положено. Грузовой поезд уже показался из кривой, и пассажирский скорый на подходе. В автобусе паника, другие водители кричат на этого, тогда он только забегал. Пытаемся вывести пассажиров: сзади двери не работают, спереди заклинило! Хорошо, поезда удалось вовремя «поставить», но все кругом были на нервах. Через три минуты выдержки открыла переезд, и автобус этот с детьми уехал.

– Водитель за помощь в экстренной ситуации вас хотя бы поблагодарил? 

– Куда там! Водители обычно в шоке, поскорее бы уехать и не возвращаться. Фамилия, чей автобус – я тогда ничего добиться не могла, но номер записала. В течение двух часов его нашли, а было ли какое-то наказание, даже не знаю.

– У вас, можно сказать, подвиг по расписанию, как у барона Мюнхгаузена.

– Когда первый раз всё случилось, с автобусом, удалось быстро среагировать. Теперь уже чувствую себя довольно уверенно, мне не так… страшно, что ли. Знаю инструкции, всё по минутам, по секундам, где-то интуитивно действую. Ещё мы экзамены сдаём каждый месяц, потом результаты проверяет Москва. 

У меня в двадцати пяти вопросах не бывает ни одного неправильного ответа.

– Как после всего этого поменялось ваше отношение к работе и к жизни?

– И ответственность выше, и концентрация сильнее: не дай бог что случится. Больше муж переживает и дочки, одна во втором классе, другая – в седьмом. «Ты уж будь осторожна, только не нарвись ни на кого, люди бывают всякие». В самом деле, психологом становишься, успокаиваешь то одного, то другого.

– Вы предполагали вообще, что вас ждёт, когда устраивались на переезд?

– Я на железную дорогу пришла уборщицей – почти десять лет назад. Потом работала проводником восстановительного поезда, кладовщиком. Меня сократили, но я выучилась в Нижнем Тагиле на дежурную по переезду. Видите, у меня не то что ожиданий, а железнодорожной профессии не было. Я по первому образованию товаровед, абсолютно другая сфера деятельности. Хотя все мои ближайшие родственники – на железной дороге, в Верещагино.

– Тогда первоначальный выбор профессии кажется совсем неочевидным…

– Да, мама больше тридцати лет трудится в дистанции СЦБ – телеграфистом. И папа мой там же, сам-то он электромеханик, но сейчас работает водителем. Дядя – машинистом, тётя – диспетчером, муж – приёмосдатчиком на вокзале.

– Елена Михайловна, а чего вы хотели бы пожелать самой себе в работе?

– Сразу отмечу: ни разу не пожалела, что пришла на дорогу, всё меня устраивает. В каждой работе, должности есть нюансы, их просто надо знать и учитывать. Мне ещё помогает семейная обстановка, двое детей, у нас свой большой дом. А хотела бы поменьше нехороших ситуаций и побольше позитивных эмоций. И послушных водителей, которые не нарушают правила дорожного движения!

ПООЩРЕНИЕ
В 2015 году за оперативные действия по предотвращению наезда подвижного состава на пассажирский автобус дежурная по переезду удостоилась премии. Недавно, в конце мая, в Перми состоялись празднования в честь Дня путейца. Елена Черанёва получила цветы, ценный подарок и благодарственное письмо от руководства и профсоюзной организации Верещагинской дистанции пути.

Автор: Евгений Невольниченко