Сохраняя спокойствие и выдержку
Сергей Поливкин, начальник поездаВ поезде №56 сообщением Москва – Красноярск 20 мая психологически неуравновешенный пассажир попытался совершить суицид. Он то приставлял нож к собственному горлу, то наносил себе порезы.
Пассажиры оказались в опасности (мало ли что могло прийти в голову потерявшему адекватность человеку), но поездная бригада под руководством начальника поезда Сергея Поливкина сработала мужественно и профессионально. Дежурный проводник Наталья Новикова и Сергей Иванович оперативно эвакуировали всех пассажиров в соседние вагоны, вызвали наряд полиции, «скорую помощь» и психолога. На станции Омск эти объединённые силы «блокировали» общественно опасного пассажира в купе и вступили с ним в переговоры. По прибытии на станцию Татарская его удалось снять с поезда. Задержка составила 30 минут. Никто из других пассажиров, кроме «самоубийцы», не пострадал.
«В жизни всегда есть место подвигам», – вспоминается в таких случаях одна из давних тем школьных сочинений. Так вот, у Сергея Поливкина место для подвига есть чуть ли не в каждой поездке. Наверное, поэтому описанный выше случай он даже не сразу вспомнил.
– Мы едва ли не в каждой поездке гасим конфликты или даже спасаем чьи-то жизни, делая, например, искусственное дыхание, – устало улыбается Сергей Иванович. (Похоже, для него это действительно случай из череды многих).
И в тот день всё было, как обычно, и ничто не предвещало беды. Состав следовал своим обычным маршрутом. Образцовая бригада начальника поезда Сергея Поливкина профессионально несла свою вахту. Бригада, первой в Красноярском вагонном депо, четыре года назад получила очень важный документ – паспорт доверия.
Как обычно, у своего 13-го плацкартного вагона по ст. Казань стояла на посадке дежурный проводник Светлана Гриц. Пассажиры тоже садились на вид вполне обычные – никто не вызывал никаких подозрений. Посадка закончилась, поезд тронулся, всё было спокойно, и на следующее утро Светлана передала смену своей напарнице Наталье Новиковой.
Но вот, за 40 минут до Омска, к дежурному проводнику обратились пассажиры, шокированные поведением своего соседа. Он, озираясь по сторонам, схватился за нож и приставил его к своему горлу. Когда Наталья Новикова подошла к купе, он стал требовать, чтобы «все его оставили в покое» и «не мешали». Проводница по цепочке вызвала начальника поезда, изолировала пассажиров и вступила с мужчиной в переговоры. Предложила ему свой телефон, чтобы он позвонил родственникам и, пользуясь паузой, стала подавать пассажирам их вещи. Сергей Поливкин буквально прилетел в вагон, где сложилась чрезвычайная ситуация, предварительно успев вызвать по станции Омск наряд полиции и «скорую помощь».
И до самого Омска начальник поезда с дежурным проводником уговаривали пассажира, время от времени наносившего себе ножевые раны, одуматься. Всё было в крови, и возможно, если бы не усилия железнодорожников, их призывы и увещевания, человек бы уже погиб, нанеся себе более серьёзные и многочисленные ранения.
Наконец прибыли в Омск, к вагону подъехала «скорая помощь», подоспели сотрудники полиции. Они попросили эвакуировать пассажиров не только ближайших купе, но и всего вагона. Порядка сорока человек были оперативно размещены начальником поезда и проводниками по всему составу.
Но ни медикам, ни полицейским не удалось уговорить окровавленного пассажира сойти с ними в Омске. Тогда было принято решение вызвать в вагон психолога. «Скорую помощь» отпустили, сняли режим задержки поезда, и состав, потеряв 30 минут времени, пошёл дальше.
Только на станции Татарской пассажира удалось снять и отправить в карете «скорой помощи» в больницу.
– Мы с напарницей отмыли купе, пассажиры вернулись на свои места, – вспоминает Наталья Новикова. – И только потом мне стало по-настоящему страшно. Я даже взяла очередной отпуск. Теперь об этом случае мне напоминает мобильный телефон. Когда я его оттирала от крови, стали западать кнопки. Я ведь звонила отцу того человека, чтобы выяснить, употреблял ли тот пассажир наркотики. А отец только просил комментировать происходящее. Звонок практически не помог ничем.
Всё это Наталья рассказала корреспонденту «КЖ» по телефону, так как была уже в отпуске. Но отпуск имеет свойство быстро заканчиваться, и скоро ей опять приступать к своим профессиональным обязанностям в своей любимой бригаде, в которой она работает уже 15 лет. И 12 из них бригадой руководит Сергей Поливкин.
Как Сергей Иванович заметил в разговоре, бригада досталась ему «в наследство».
Будучи сыном родителей-железнодорожников и учась в педагогическом институте на учителя биологии и географии, три лета подряд подрабатывал в студенческом строительном отряде проводником. Колесил по стране и с удовольствием рассказывал пассажирам географию их маршрута.
– Может, я и был бы учителем сегодня, – размышляет Сергей Иванович. – Но когда я окончил свой педагогический, понял что стране, по которой тогда гуляли «лихие 90-ые», молодые учителя были не нужны. Тогда пришёл в уже ставшее родным депо, и меня взяли проводником на постоянную работу. Благо, что опыт уже имелся, да и знали меня хорошо.
Позже он получил второе высшее образование, окончив Новосибирский институт железнодорожного транспорта. Отъездил пять лет проводником в штабном вагоне у начальника поезда Галины Ходаковой. Поездил немного с другими начальниками, сравнивал стили руководства и вырабатывал свой собственный. Окончил курсы начальников и получил бригаду «в наследство», поскольку Галина Николаевна ушла на заслуженный отдых.
Из бригады Сергея Ивановича если кто-то и уходит, то только по объективным причинам. Многие ездят с ним уже по 12 лет. «Старейшие» проводники – Любовь Гриц и Наталья Потоцкая – хором говорят, что у них никогда не появлялось желания поменять начальника: «Таких просто нет. Он чрезвычайно ответственный, очень грамотный, начитанный. Ответит на любой наш вопрос или вопросы пассажиров. Всегда поможет и подскажет».
В 2006 году бригада Сергея Поливкина была отмечена дипломом и денежным вознаграждением. Потом было много «внезапных проверок» и скрытых ревизий, о которых бригада даже не догадывалась. И никогда не было никаких замечаний. Все просто хорошо работали – так как велят профессиональный долг и ответственность.
– Для нас очень важно мнение пассажира, – говорит Сергей Иванович. – Сегодня это называется клиентоориентированностью, но мы всегда были настроены на этот приоритет.
А Наталья Новикова вспомнила в связи с этим один нюанс: «Представляете, он даже где-то приобрёл специальные держатели, чтобы у пассажиров в плацкартных вагонах матрацы с полок не съезжали».
Сергей Иванович в поездке постоянно опрашивает пассажиров на предмет комфортности передвижения. И конечно же, не только в Год пассажира, а всегда.
– Когда пассажир, покидая вагон, говорит: «Спасибо!», – это для нас очень важный индикатор, – улыбается начальник поезда.
Да, каждый рейс неповторим и по-своему непредсказуем. Но каждый он считает просто обыкновенной работой, к которой относится очень ответственно. А случай, описанный выше, – вполне рабочей ситуацией.