Чему бы удивился Исаак Ньютон Восточно-Сибирский путь

Чему бы удивился Исаак Ньютон

Константин Сальников, машинист моторвагонного депо Иркутск-сортировочный

Машинист электрички Константин Сальников предотвратил ЧП на Транссибе

Намотав чуть ли не миллион километров на маршрутах Восточно-Сибирской дороги, машинист моторвагонного депо Иркутск-сортировочный Константин Сальников неоднократно выдерживал проверку рисками. В среднем они испытывают его на бдительность раз в три года. Последний раз подвергли экзаменовке 26 мая, подбросив по ходу движения управляемой им автомотрисы, привлечённой к весеннему комиссионному осмотру инфраструктуры ВСЖД, поперечный излом рельса.

– Утро, четыре часа семь минут по местному, – рассказывает Константин. – Мы с моим помощником Дмитрием Гурылёвым перегоняем автомотрису в Иркутск. Выезжаем из Зимы – всё нормально. Но вдруг на 4994-м километре, в границах перегона Залари – Хотхор, расположенная здесь сигнальная точка показала ложную занятость. При свободном блок-участке.

Подозревая, что не исключён сюрприз в виде какой-нибудь неисправности в пути, Сальников приступает к выполнению регламента «Красная точка». Для начала – в соответствии с ПТЭ – прекращает движение. С целью выяснения оперативной обстановки связывается с дежурным по станции Залари и машинистом впереди идущего грузового поезда. Получив информацию от того и другого о том, что находящийся впереди блок-участок свободен, продолжает движение со скоростью 20 км в час:
– Ощущение такое, будто идёшь по минному полю. Когда на локомотивном светофоре загорается «зелёный», снова делаю остановку. Высылаю на разведку своего помощника для обследования пути.

Предчувствие подтвердилось: помощник вернулся с сообщением об изломе рельса.

Волнения особого не было. Но в голове уже сидела заноза: за ними – два пассажирских поезда.

Оценивая действия локомотивной бригады в создавшейся ситуации, машинист-инструктор моторвагонного депо Владимир Рымарев подчеркнул: благодаря её грамотным действиям на этом участке была своевременно устранена угроза безопасности движения поездов.

За проявленную бдительность по распоряжению руководства Восточно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава Сальников и Гурылёв поощрены денежными премиями.

– Ну, старина, прими поздравления! – обратился к Косте тогда, по горячим следам события, находящийся сейчас на пенсии бывший машинист этого депо Александр Резников. – Говорят, ты дороге снова оказал услугу...

За Константина Резников переживает давно и искренне. Как за своего «крестника». Во-первых, потому что был наставником в период его стажировки на помощника машиниста и при обкатке на машиниста. Во-вторых, вместе с ним шесть лет курсировал в электропоездах по маршрутам от Иркутска до Слюдянки и Черемхово и передал ему, кажется, всё, что знал сам. И настолько ладным вышел их тандем, что даже рыбачить стали вместе на Байкале и Ангаре. Но даже там разговор ведут не только о рыбацком фарте, но и совместной работе в былые времена. Недавно вот вспомнили, как устранили возгорание в одном из вагонов рабочего поезда, которое возникло из-за брошенной кем-то непотушенной сигареты.

– Крепко пришлось в тот раз поработать! Закрепили состав на остановочном пункте Летняя и в кромешном дыму стали обдирать обшивку вагона. Но докопались-таки до источника огня. Локализовали его сами – ещё до прибытия вызванного пожарного поезда, используя огнетушители и песок, – поделился со мной воспоминаниями о том случае Константин.

Кстати, тревогу тогда поднял Сальников. Направленный Резниковым в обход вагонов, он сразу же уведомил своего наставника о дыме по внутренней связи машиниста и без промедления стал тушить пожар.

Этот случай из своей практики Константин в обязательном порядке приводит начинающим помощникам машинистов как пример того, что может случиться в пути следования и почему необходимо быть готовым к любым неожиданностям.

У самого Сальникова таких неожиданностей было пруд пруди. То в неположенном месте люди переходят пути, то опаздывающие пассажиры создают помехи, то находятся такие, кому нет спокойной жизни без конфликтов, а то появляются на путях механизмы совсем не железнодорожного профиля. Как это было несколько лет назад, когда на платформе остановочного пункта Академическая одна из подрядных организаций производила смену опор контактной сети, и, проигнорировав требования безопасности движения на дороге, задействовала в работе подъёмный кран, который своей стрелой вторгся в габариты пути. Не ожидая препятствия в этом месте и поэтому придерживаясь установленной скорости, Сальников всё же сумел остановить поезд и избежать столкновения со стрелой. Потом, мысленно восстанавливая тот случай, поражался, что удалось ему удержать ведомую махину в кривом участке пути вопреки трению и инерции. Чему бы, наверное, удивился и сам Ньютон.

 – В нашем депо Константин Валерьевич – один из самых уважаемых и опытных машинистов, – говорит Владимир Рымарев. – Учитывая его профессионализм, мы постоянно привлекаем его к обучению помощников машинистов и к участию в комиссионных осмотрах начальника дороги.

До того как прийти в локомотивное депо, Константин окончил Иркутский совхоз-техникум.  

Но по совету отца, работавшего в локомотивном депо Иркутск-сортировочный машинистом электровоза, обучился сначала на  помощника машиниста электропоезда, а затем сдал на машиниста. Теперь в другой ипостаси он представить себя не может.  

Автор: Александр Иванов