Человек с творческой жилкой Забайкальская магистраль

Человек с творческой жилкой

Алексей Заноза, заместитель начальника Сковородинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки

Профессионал хозяйства автоматики и телемеханики Алексей Заноза внедрил в производство более 40 рационализаторских идей

За десять с небольшим лет заместитель начальника Сковородинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ Сковородино) Алексей Заноза внедрил больше сорока рационализаторских предложений. Дважды новшества, придуманные им и внедрённые с помощью коллег на полигоне предприятия, занимали призовые места в смотре-конкурсе “Идея ОАО “РЖД”. А одно из его рацпредложений, внедрённое в марте этого года, проходит процесс патентования как изобретение.

Алексей Заноза пришёл в Сковородинскую дистанцию СЦБ после окончания Дальневосточного университета путей сообщения в 2004 году.

– В школе о выборе профессии я особо не задумывался, – рассказывает Алексей Анатольевич. – Идти по стопам родителей, а они у меня оба врачи, я не хотел. Многие мои одноклассники выбрали железнодорожные специальности, и я тоже решил стать железнодорожником. Но выбирал по принципу “Пойду туда, куда сложнее поступить”. Это оказалась специализация “Автоматика и телемеханика”.

До третьего курса учёба Алексею не особо нравилась – шли в основном общие дисциплины. Интерес к учёбе проявился только на старших курсах, когда стали преподавать собственно профессию.

– На первых курсах я учился хоть и без интереса, но всё же хорошо, – делится воспоминаниями Алексей Заноза. – К тому же был активным во всех мероприятиях, включая самодеятельность. До второго курса учился на платной основе. Помню, как-то меня вызвали в деканат, и секретарь говорит, что на меня пришли какие-то документы, “наверно, на отчисление за неуплату”. Оказалось совсем наоборот, меня за хорошую учёбу и активность перевели на бюджет.

Когда Алексей с дипломом пришёл в ШЧ Сковородино, на станции шла реконструкция, удлинялись приёмоотправочные пути, вводились в действие новые устройства СЦБ. Этот процесс продолжался не один год. И молодой специалист включился в него. Во многом Алексею помог первый наставник, старший электромеханик Виктор Бартошин. Он обучил вчерашнего студента практическим основам профессии, научил любить свою работу и иметь к ней творческий подход.

– Потом я совсем немного отработал электромехаником на станции Ангарич, – вспоминает Алексей. – И меня, как перспективного молодого специалиста, перевели в Сковородино. Там я работал в должности старшего электромеханика. Потом был главным инженером дистанции. Сегодня являюсь заместителем начальника Сковородинской дистанции СЦБ.

Но рационализаторский путь Алексея Занозы начался именно после его перевода на станцию Сковородино. Как вспоминает он сам, вдохновило его на профессиональное творчество участие в реконструкции станции Сковородино. Своё первое новшество, с которого для него и начался процесс технического творчества, Алексей Заноза помнит очень хорошо.

– Лет десять назад, когда я работал старшим электромехаником, в дистанцию прислали защитные фильтры ЗФ-220, – вспоминает Алексей Анатольевич. – Фильтры должны были устанавливаться в специальные ящики, но к нам они пришли без ящиков. Я предложил идею по компактному размещению фильтров. Это не требовало никаких схем и согласовывалось на уровне начальника дистанции. И мне сказали, чтобы я оформлял рацпредложение.

За первым рацпредложением последовало второе, третье... Начинающий рационализатор, как говорится, вошёл во вкус.

– Первую победу в смотре-конкурсе изобретателей и рационализаторов “Идея ОАО “РЖД” в 2009 году мне принесла схема САУТ, – говорит Алексей Анатольевич. – Я предложил применить для проверки резонанса типовые настроечные дужки. А до этого при проверке приходилось паять, и в жару, и в мороз.

Победа в конкурсе дала Алексею невероятный заряд сил. И в прошлом году на конкурсе “Идея ОАО “РЖД” – 2016” одна из разработок сковородинских умельцев заняла третье место. Идейным вдохновителем производственного творчества был Алексей Заноза, разработкой новшества занимался старший электромеханик Евгений Томских. Суть разработки такова: сковородинские работники СЦБ разместили комплекс технических средств для диагностики ходовых частей железнодорожного подвижного состава (КТСМ) нечётного пути в направлении станции Мадалан в одном модуле с аппаратурой КТСМ станции Тахтамыгда на чётном пути. Теперь в одном помещении собраны приборы из двух модулей. Аппаратура по чётному и нечётному пути установлена раздельно. При внедрении проекта в модуле была применена система “5S”. Также в группе технической документации дистанции схемы поста сформированы в папки по цвету. Папка каждого цвета закреплена за определённой станцией. Это сделано, чтобы быстрее находить нужные схемы.

Сегодня количество рационализаторских предложений, внедрённых Алексеем Занозой с 2006 года, уже перевалило за 40. В прошлом году их было семь, а с начала этого года одобрено и утверждено уже четыре новшества, предложенных им. И одно из его рацпредложений проходит процесс патентования как изобретение.

– В связи с внедрением в границах дистанции реле РЭЛ1, работники при эксплуатации столкнулись с проблемой изъятия реле из штепсельных плат, – рассказывает рационализатор. – Конструкция ручки на корпусе реле неудобна, и необходимо усилие для изъятия реле. Так как неудобно держать реле за ручку, работники стали тянуть его пассатижами, чем могли привести реле в негодность, так как зачастую трескался пластик ручек. Поэтому было предложено специальное приспособление для изъятия реле, с применением эффекта выталкивания за счет упора в корпус статива.

Инструмент, который показал Алексей, признаюсь, выглядит довольно странно – как будто пара пассатижей спаяна воедино с небольшой металлической лопаткой.

– Приспособление охватывает часть корпуса реле и захватывает ручку реле, – поясняет рационализатор. – После захвата надо нажать на нижнюю ручку съемника, и за счет штока, который упирается в корпус статива, реле изымается из платы. А за счёт охвата корпуса при удержании средней и верхней ручки в нажатом состоянии изъятое реле надёжно закреплено в приспособлении, и его падение исключено.

Похоже, среди работников подразделений автоматики и телемеханики это устройство будет востребовано.

– Коллеги из других дистанций уже просят поделиться приспособлением, – говорит Алексей Анатольевич. – Оно простое, но проблему решает серьёзную. С его помощью процесс снятия реле упрощается. Если руками приходится с некоторыми реле возиться от пяти до десяти минут, то с помощью этого устройства реле вынимается за десять секунд. При этом не надо прилагать большие усилия и рисковать сломать ручку реле... Но пока идёт процесс оформления патента, стараюсь даже не показывать устройство посторонним.

Зато в ШЧ Сковородино о новшестве знают многие. Пока рационализатор показывал мне устройство и объяснял принцип его работы, в кабинет заглянул один из коллег Алексея Занозы.

– О, ты тут кое-что добавил, – сказал он. – Лопатка длиннее стала?

К слову, в службе автоматики и телемеханики, когда узнали о новом приспособлении, сразу сказали, что его можно будет внедрить на дороге как элемент бережливого производства.

И это рацпредложение Алексей планирует представить на смотр-конкурс “Идея ОАО “РЖД” – 2017”, когда изобретение не только будет запатентовано, но и пройдёт, так сказать, производственную обкатку.
– В рационализаторстве нельзя всё приписывать только одному человеку, – говорит Алексей Анатольевич. – Рационализаторство – процесс совместный. Вот и это новшество я изготавливал не в одиночку, помогали ребята из наших мастерских. Я подал идею, они воплотили.

Какими-то идеями Алексей Заноза делится с коллегами, подталкивает их к рационализаторской деятельности. Другие “ноу-хау” разрабатывает сам, подключая к внедрению неравнодушных.

– У нас в дистанции к рационализаторству подключены многие, включая работников группы технической документации, они готовят документы, рисуют схемы, – отметил Алексей Анатольевич. – Очень помогает в этом моя супруга и коллега, Марина Заноза.

Находит рационализатор поддержку и в дистанционных мастерских, в лице Степана Бартошина, родного брата своего первого наставника. Старший электромеханик Григорий Тюкавкин помогает не только идеями, но и на стадии внедрения рацпредложений.

– Смотрю на людей, которые меня окружают, – размышляет рационализатор. – И вижу, что одни всё схватывают на лету, а другие годами работают, а не могут разобраться в каких-то элементарных вещах. Неинтересно с такими людьми. Я на четвёртом курсе понял, что мне нравится автоматика и электромеханика. Для меня читать схемы – это легко. И мне интересно с творческими людьми, которым нравится осваивать что-то новое. У нас же постоянно внедряется какое-то новое оборудование, и никто нас не учит годами работать с ним, всё постигаем сами.

Наверно, поэтому Алексею Анатольевичу нравится проводить занятия для школьников железнодорожных классов. В конце прошлого года класс технической учебы в ШЧ Сковородино оборудовали новым тренажером комплексного исполнения: маршрутная релейная централизация МРЦ-13, числовая автоблокировка, переезд и схема смены направления. И туда приглашали юных железнодорожников.

– Мне нравится с детьми, – говорит Алексей Заноза. – С ними всё понятно – если им интересно, они все вокруг тебя, слушают, наперебой просят попереключать сигналы светофора на тренажёре. В них творческая жилка работает в полную силу.

Автор: Александр Потапов