Точно по инструкции
Евгений Филиппов, машинист эксплуатационного локомотивного депо Агрыз
Машинист Филиппов обнаружил во время поездки излом рельса и отвёл от дороги беду
Знак «За безопасность движения» Евгению Филиппову вручили во время весеннего комиссионного осмотра хозяйства Ижевского региона, на встрече начальника Горьковской дороги Анатолия Лесуна с трудовыми коллективами Агрызского узла. «Обнаружил излом рельса», – сообщили корреспонденту «Волжской магистрали» в эксплуатационном локомотивном депо Агрыз, где Евгений работает машинистом. Подумалось: чем не кандидатура для «Доски почёта»? Оставалось в плотном графике осмотра найти время для встречи и разговора.
Ночной рейс
– Знаете, а «Волжская магистраль» уже писала обо мне, – сказал Филиппов сразу после приветствия. – Было это в 2008 году. Тогда наша бригада тоже обнаружила излом рельса. И случай – почти один в один с тем, за который мне сегодня вручили награду.
Уже потом, вернувшись из командировки, я нашла в редакционных архивах ту самую статью восьмилетней давности и даже обнаружила под ней... собственную подпись. Хотя, безусловно, видели друг друга мы, корреспондент дорожной газеты и машинист эксплуатационного локомотивного депо Агрыз, впервые.
Обычная газетная практика, особенно при небольшом штате и нехватке времени: многие материалы приходится делать буквально по телефону. Вот и тогда, восемь лет назад, в редакцию пришла копия представления на поощрение локомотивной бригады из Агрыза. Несколько телефонных звонков, интервью с машинистом и его помощником, просьба прислать фотографию – и уже вскоре заметка «Ночной рейс» появилась на страницах «Волжской магистрали».
Позволю себе напомнить её содержание.
Итак, апрель 2008 года, перегон Кукмор – Коинсар. Тяжёлый затяжной подъём, 915 км 5 пикет. Машинист Евгений Филиппов и его помощник Дмитрий Черных ведут поезд из Агрыза в Юдино.
Бригада молодая: Евгению тогда было 24 года (за правым крылом локомотива он с августа 2007-го), Дмитрий чуть постарше – 28. В паре – чуть больше трёх месяцев. Но это не тот случай, когда можно было бы сказать – «молодо-зелено».
Тот ночной рейс стал проверкой для бригады на профессионализм. С нестандартными ситуациями Филиппову приходилось сталкиваться и раньше, когда был помощником машиниста. Но с такой серьёзной – впервые.
Все делали так, как требует инструкция. Красный сигнал проходного светофора заставил машиниста остановить поезд. Почему горит запрещающий? Может, впереди идёт другой поезд и блок-участок пока занят? Через дежурного по станции и поездного диспетчера Евгений выяснил: на два перегона вперед – ни одного поезда. Значит, всё-таки надо искать разрыв рельсовой цепи.
Бригада была осторожной до предела. Затяжной подъём перегона Кукмор – Коинсар поезд шёл со скоростью 5 – 8 км в час. Миновали закрытый переезд, который открывают только на время посевной, и тут же на локомотивном светофоре запрещающий сигнал сменился на разрешающий. Электровоз миновал опасную точку! Остановка. Помощник пошёл осматривать путь и уже вскоре сообщил: под вторым вагоном сквозной излом рельса – прямо на настиле переезда.
Перегон тогда закрыли и, пока путейцы не устранили неисправность, все поезда шли по чётному – неправильному – пути.
Бригаду премировали. Отметили на техучёбе. Похвалили при всех начальник депо, машинист-инструктор.
– Приятно, – не скрывает Филиппов. – Особенно начинающему. Ведь тогда ещё и года не прошло, как я из помощников перешёл в машинисты.
Приятно было прочитать о себе в дорожной газете. «Волжскую магистраль» со статьёй «Ночной рейс» сохранили в домашнем архиве. Но, кажется, во время переезда на новую квартиру она затерялась. Жаль.
Спасибо наставникам
И вот минуло несколько лет. Сейчас Филиппов с некоторой ностальгией вспоминает первые шаги в профессию, наставников. Своего первого машиниста Николая Яковлева, с которым достаточно долго работал в паре в качестве помощника и у которого научился всему – от конструкции локомотива до действий в нестандартных ситуациях. И Михаила Тарасова, у которого проходил обкатку. Тогда казалось: ему самому ещё расти и расти до вождения таких поездов, которые водит Тарасов, – тяжеловесных, длинносоставных, сдвоенных.
Евгений хорошо помнит свою первую самостоятельную поездку в сентябре 2007-го.
– Страшно было, – сейчас уже с улыбкой признаётся машинист.
Боялся за скоростемерную ленту, боялся, что локомотив сломается. К тому же отправлялись в рейс ночью. Но ничего, всё прошло нормально. И во вторую поездку он садился в кресло машиниста, как уже на своё законное место: чувствовал себя хозяином в кабине локомотива.
Со временем освоился и с тяжеловесными поездами, и со сдвоенными, которые перестали для него быть чем-то экстраординарным.
– Труднее, конечно, чем с обычными. Но рука уже привыкла. Уже чувствую, как состав себя поведёт.
С 2012 года Евгений, которому к тому моменту был присвоен второй класс, работает с пассажирскими поездами. Впрочем, занят он в смешанном движении. Так что с грузовыми тоже приходится отправляться в рейсы. Конечно, в каждом виде движения свои нюансы. Но если хорошо владеешь и тем, и другим...
– По большому счёту, я люблю само движение, – говорит Филиппов. – И не имеет значения, чем я управляю: локомотивом, автомобилем или мотоциклом. Когда я в движении, я всегда собран. Аварий – ни одной.
– Грамотный парень, – говорит про него машинист-инструктор пассажирской колонны Павел Бабкин. – С техникой дружит. И не только на работе. Знаю, что мотоцикл очень любит. Ну а локомотив знает буквально как свои пять пальцев. Инструкции тоже – не только знает назубок, но и легко, как-то органично применяет их. По скоростемерным лентам – никаких нареканий. Во время нештатной ситуации все эти знания и навыки мобилизуются, помогают с ней справиться. Как, например, во время излома рельса, который бригада обнаружила в октябре прошлого года. И машинист, и помощник действовали предельно чётко, можно сказать, безупречно.
Дежавю
Для Евгения тот прошлогодний октябрьский рейс был почти точным повторением событий апреля 2008-го. И даже направление то же самое. Только перегон другой, Арск – Корса, 857 км.
На проходном светофоре горел красный.
– Остановился. Сообщил об остановке вслед идущим поездам и дежурной по ближайшей станции, Арск. Получил информацию, что перегон от поездов свободен, – как-то слишком буднично перечисляет машинист. – Дальнейшие действия – согласно инструкции.
Инструкции Евгений упоминает чуть ли не через слово: положено – значит положено, и никаких отступлений ни на йоту быть не должно. В представлении на поощрение машиниста Филиппова тоже подчёркивается – действовал чётко по правилам: «После проследования 22 сигнальной точки с запрещающим показанием согласно инструкции, на локомотивном светофоре появился красный огонь. Через 100 метров локомотивный светофор переключился на зелёный огонь. После чего машинист Филиппов Е. А. остановил поезд и отправил помощника машиниста Мичкова С. В. для осмотра рельсовой цепи».
– Помощник выявил сквозной излом по правой нити под второй тележкой первого вагона, – продолжает рассказ Евгений. – Далее я не имею права приводить поезд в движение без согласования с работниками ПЧ. Через дежурную по станции заказал бригаду путейцев. На этот раз ждать их пришлось дольше, чем в тот, первый раз. Перегон находится в такой местности, где дорог поблизости нет. Появилась бригада около трёх часов ночи. Путейцы установили струбцину для временного скрепления рельсов. И разрешили проследовать через опасное место со скоростью не более 5 км в час. Мы шли со скоростью 3 – 4 км в час.
Это был пассажирский поезд, 82-й. Десять вагонов с людьми, жизнь и здоровье которых зависело от локомотивной бригады. Спокойствие не потеряно ни на секунду.
Помощником с ним в той поездке был Сергей Мичков – временный, пока постоянный находился в отпуске. Но когда люди мыслят одними категориями, когда оба болеют за дело, за безопасность поездов и пассажиров, найти общий язык нетрудно. Тем более что к этому моменту у них было несколько общих поездок. Машинисту важно вовремя определить неисправность и сообщить о ней «по инстанции», помощнику – найти её.
– Как помощник Мичков очень грамотный, знает свои должностные обязанности, инструкции, то есть всё, что он должен знать, – характеризует напарника Филиппов. – Найти неисправность в ночное время – дело не самое простое, особенно если насыпь высокая. Кто-то может и пропустить. Мичков – заметил. Он, кстати, тоже награждён знаком «За безопасность движения».
А дальше надо было нагонять отставание. На следующую станцию, конечно, пришли с опозданием, но в Агрыз – по расписанию.
– Там дело может быть просто в неисправности в изостыке или в светофоре по вине ШЧ, – напоследок поясняет машинист. – Важно не ошибиться, не принять одно за другое. Иначе последствия могут быть тяжёлыми.
Автор: Марина Галкина