Неравнодушие предотвращает беду Забайкальская магистраль

Неравнодушие предотвращает беду

Анатолий Михайловский, машинист крана восстановительного поезда Чита

Анатолий Михайловский на слух определил, что произошёл сход вагонов проходящего мимо грузового поезда

Расслышать в грохоте проходящего мимо поезда нехарактерный звук, связать его с возможной неисправностью и незамедлительно предупредить коллег о внештатной ситуации может только опытный и ответственный железнодорожник. Машинист крана восстановительного поезда Чита Анатолий Михайловский – один из таких людей.

29 мая 2015 года благодаря правильной и оперативной реакции Анатолия Сергеевича удалось предотвратить сход вагонов наливного поезда, под одной из цистерн которого произошёл сход колёсной пары. В этом году из правления ОАО “РЖД” пришла телеграмма о награждении Анатолия Михайловского Почётной грамотой президента компании. Формулировка приказа о награждении носит достаточно обобщённый характер, и в  ней этот конкретный случай не упоминается. Но, без сомнений, именно он стал одной из главных причин награждения ответственного и успешного работника восстановительного поезда Чита. И хотя с того дня, когда Анатолий Михайловский, благодаря своему неравнодушию, совершил достойный поступок, прошло уже больше года, можно сказать, что награда нашла героя.

Это был обычный рабочий день. Погодные условия были благоприятными (большинство ситуаций, приводящих к сходам подвижного состава, обычно возникают в холодное время года или, наоборот, в сильную жару). А в этот тихий майский день температура воздуха была всего плюс 14 градусов – не холодно и не жарко.

Машинист крана Анатолий Михайловский и его коллеги по работе проводили плановое техническое обслуживание рабочей техники на базе восстановительного поезда в районе станции Чита-1. С места их работы звуки проходящих мимо поездов слышно очень хорошо. К ритмичному стуку колёсных пар по рельсам здесь давно привыкли. Но в какой-то момент звук изменился, стал непохожим на обычный стук колёс. Это и привлекло внимание Анатолия Михайловского. Выглянув через забор, он увидел, что колёсная пара одной из тележек под цистерной идущего поезда сошла с рельсов и бороздит балластный слой пути, поднимая столб пыли. Анатолий Михайловский сразу сообщил об увиденном заместителю начальника восстановительного поезда Артёму Друзю, который передал информацию далее по цепочке. Скорость поезда в момент обнаружения схода тележки составляла 22 км/ час. Поезд удалось остановить экстренным торможением на стрелочном переводе на 6194-м км станции Чита-1. В сошедшем состоянии вагон проследовал 1378 метров.

Как позднее выяснилось, произошёл сход первой по ходу движения тележки 68-го вагона грузового поезда №2050.

Всем известно, что каждый сход на железной дороге – это ЧП. Подобного рода внештатные ситуации ведут к повреждению верхнего строения пути, подвижного состава и к задержке в движении поездов. На возобновление движения порой уходят много времени и значительные усилия восстановителей и путейцев.

Проверка показала, что при капитальном ремонте цистерны, который был произведён вагоноремонтным предприятием Черемхово – филиалом ООО “Трансвагонмаш” 5 мая 2015 года, были допущены отступления от требований нормативных документов, регламентирующих капитальный ремонт вагонов. Возникшие в результате неисправности тележки не обеспечили её вписывание в кривую пути и привели к тому, что гребень левого колеса набежал на головку рельса, перекатился через него, и произошёл сход тележки. В остальном поезд находился в исправном состоянии. Технических неисправностей ни в электровозе, ни в остальных вагонах поезда выявлено не было.

В результате схода были повреждены сошедший вагон (в объёме текущего отцепочного ремонта) и верхнее строение пути на протяжении 1316 метров. Перерыв в движении по второму главному пути составил 17 часов 35 минут, по первому главному пути движение не прерывалось. Можно сказать, что дорога “отделалась испугом”. Но что могло бы случиться при дальнейшем движении поезда с сошедшим вагоном через станции, мосты, по многочисленным кривым малого радиуса? Эта неисправность могла повлечь за собой самые серьёзные последствия. Однако их удалось избежать благодаря оперативным действиям Анатолия Михайловского и других железнодорожников.

Анатолий Михайловский работает на Забайкальской железной дороге 14 лет. В восстановительный поезд он пришёл после срочной службы в Вооружённых силах РФ. Через 20 дней после начала работы его направили в Ростов-на-Дону – учиться на машиниста крана (в те годы этой профессии в России учили только там и в Калуге). По окончании учёбы вернулся и продолжил работу под надзором опытного наставника Алексея Карпова. Теория – одно. На практике же без опытного наставника, которые покажет и подскажет, научит собственным примером, разобраться с техникой на первых порах не всегда легко.

С наставником Анатолию Михайловскому повезло. Под его руководством и позже, в годы самостоятельной работы, он изучил тонкости управления железнодорожными кранами ЕДК-200, “Сокол-80”. Восемь лет назад встретил будущую супругу. В 2010 году женился. Их сыну Егору уже шесть лет. Супруги ждут рождения второго ребёнка.

В общем, в свои 35 лет это состоявшийся в жизни мужчина, к тому же избравший профессию, связанную с определёнными трудностями и риском. Мария Михайловская, как и полагается любящей жене, с пониманием относится к тому, что мужу часто приходится выезжать в экстренные командировки. Ведь внештатные ситуации могут произойти в любую минуту, и восстановители всегда должны быть начеку.

– Впрочем, минувшая зима у нас была спокойной, – сказал Анатолий Сергеевич. – Правда, восстановительным поездам Зилово, Ерофей Павлович, Сковородино работы хватало, поскольку в Могочинском регионе произошло несколько сходов грузовых поездов. Хотя и у нас, в Читинском регионе, бывали тревожные времена... Помнится, лет десять назад несколько дней поднимали сошедший состав в Хилке. В прошлом году был сложный выезд на Адриановку, где тоже произошёл сход вагонов в составе грузового поезда.

Между выездами на сходы работники восстановительного поезда Чита, по словам Анатолия Михайловского, готовят технику, тренируются и занимаются подрядными работами. Это, например, исправление брака рельсов. Когда плети доставляют на платформах, в процессе транспортировки они сдвигаются и теряют необходимую прямоту. Исправить их можно с помощью тяжёлой техники восстановителей. Кроме того, восстановительный поезд помогал в работах по монтажу стрелочных переводов.

Восстановительный поезд Чита – это головное предприятие Забайкальской дирекции аварийно-восстановительных средств. В нём  сегодня трудятся 47 человек. Основной костяк коллектива и парк техники сложился при начальнике поезда Алексее Жилинском, который приложил немало усилий для того, чтобы повысить качество выполняемых работ, добивался выполнения поставленных нормативов. И в снег, и в дождь, и в зной, и в стужу эти люди готовы работать максимально оперативно, без проволочек и с полным осознанием важности своей работы. У каждого за плечами большой опыт физической и эмоциональной нагрузки, переживаний за общее дело.

– Коллектив у нас спаянный, – заметил Анатолий Сергеевич. – Много сложной работы нужно выполнять в команде. Поэтому мы привыкли друг другу доверять. Без доверия дело не склеится.

Действительно, когда работа связана с риском, когда нужно поднять с земли несколько наполненных огнеопасными нефтепродуктами цистерн, и адреналин хлещет в кровь повышенными дозами,  психологическая совместимость команды восстановителей имеет большое значение. Можно сравнить её с совместимостью экипажа подводной лодки, которая на долгие месяцы уходит на глубину, вставая на боевое дежурство.

Сложность работы восстановителей – это, пожалуй, тема для отдельной статьи.

– Главное в нашей работе – оперативность, – объясняет Анатолий Михайловский. – Нужно, что называется, иметь глаза на затылке, то есть крутить головой и работать мозгами так, чтобы ничего нигде не сорвалось, никого не придавило. А одинаковых ситуаций не бывает, сходы все разные. Ведь всё зависит от особенностей рельефа местности, прилегающей к железнодорожному полотну, наличия сопутствующей инфраструктуры. Всё это необходимо учитывать в процессе работы. И от того, насколько изобретателен работник, зависит оперативность его действий.

В информациях о ликвидации последствий сходов или крушений о восстановителях сообщают немного – обычно пару строчек о том, что в деле участвовали такие-то и такие-то восстановительные поезда. И лишь только сами работники восстановительных поездов знают, какой ценой даётся возобновление движения, сколько сил бывает потрачено на то, чтобы по железной дороге вновь пошли поезда.

Железнодорожный транспорт по любым оценкам является одним из самых надёжных и безопасных. В подавляющем большинстве случаев поезда проходят по Забайкальской дороге без происшествий. А грузовые перевозки по железной дороге в наших условиях достойно выдерживают конкуренцию с другими видами доставки грузов. Российские железные дороги – это стабильность. Бесперебойную работу РЖД обеспечивает множество людей самых разных профессий: машинисты, вагонники, путейцы, движенцы, специалисты автоматики и телемеханики, энергетики. Вклад восстановителей в этот общий процесс тоже весьма высок.

Впрочем, несмотря на узкую специализацию труда на железной дороге, каждый её работник может и должен обеспечивать безопасность и качество предоставления транспортных услуг. Именно от таких неравнодушных и ответственных людей, как Анатолий Михайловский, зависит, насколько высоким будет результат общего дела. И такие люди заслуживают особого уважения, признания и наград.

Автор: Константин Чиров