Помнить о встречном Восточно-Сибирский путь

Помнить о встречном

Валентин Задиренко, машинист эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ

Заметивший дефект соседнего пути машинист уберёг от аварии состав, который его коллега вёл во встречном направлении

В жизненном графике Валентина Задиренко непросто найти свободное время. Он может утром вернуться из рейса, а спустя несколько часов – спешить в родное локомотивное депо Улан-Удэ.

Именно возле депо мне удаётся встретиться с Валентином Павловичем. Задержу я его от силы минут на 20, потому что знаю: завтра рано утром машинисту вновь отправляться в путь, а сегодня нужно успеть похлопотать по хозяйству. А что поделать, ведь конец лета – самая горячая пора для жителей «частного сектора».

Свой дом от фундамента до крыши Валентин возвёл собственными руками. Строительство – это хобби Задиренко, которое помогает ему отдохнуть душой в выходные и набраться необходимых сил перед следующим рейсом. Работа у машиниста напряжённая, а внимательность и концентрация порой могут уберечь от большой трагедии.

Так и случилось месяц тому назад, а точнее 24 июля. Валентин Задиренко вместе с помощником Геннадием Бабошиным вели пассажирский поезд Чита – Москва. Состав уже приближался к станции Новопавловка, когда машинист вдруг увидел странную кривизну рельса на соседнем пути.

– Я когда заметил, предположил, что здесь случился разрыв стыка: рельс выпирал сантиметров на десять! Обратился к помощнику, он выглянул в окно и подтвердил: встречный путь неисправен. Мы сразу вышли на связь с начальником станции Новопавловка, чтобы он немедленно остановил движение, – рассказывает Валентин Павлович.

По словам машиниста, большой удачей оказалось то, что ближайший встречный поезд находился достаточно далеко. Тяжёлый грузовой состав успели остановить в нескольких километрах от места поломки пути. Оказалось, что дело было не в разрыве стыка, как поначалу предположил машинист. В тот жаркий день не выдержал нагрузок рельс. Кусок его головки длиной 95 мм попросту обломился.

Сейчас  сложно представить, какими могли быть последствия, если бы поломку не заметили. Участок, где обнаружилась неисправность, у локомотивных бригад считается непростым. Когда-то там соединились ветви контактных линий, о чём свидетельствует символическая серебряная опора, установленная неподалёку. Однако затяжной поворот и отсутствие подъездных путей делают это место труднодоступным. Случись авария, помощь бы подошла не скоро.

– Меня потом спрашивали в шутку: «Как ты заметил неисправность?»  Мол, ты же должен на свой путь смотреть, а не на соседнем изъяны искать. Я отвечаю, что просто подстраховал машиниста, который шёл навстречу. Кстати, он тоже из нашего депо, – говорит Валентин Павлович.

В «нашем депо» Валентин Задиренко работает уже 25 лет. Свой путь начинал слесарем, затем четыре года трудился помощником, после чего перешёл уже в машинисты. Водил грузовые поезда, а десять лет назад пересел на пассажирские.  

– Да, график движения пассажирских поездов более понятен. Всегда знаешь, когда будешь дома. Но есть и другая сторона. Чтобы этот график соблюдать, приходится прикладывать немало усилий. Не расслабишься. Поэтому очень важен слаженный тандем с помощником машиниста, – говорит мой собеседник.

Вместе с Бабошиным Задиренко работает три года. По меркам профессии срок небольшой, особенно если учесть, что обычно много времени уходит на «притирку» бригады. Но в нашем случае машинист и помощник успели быстро сработаться и хорошо узнать друг друга.

– На первых порах очень помогло то, что Валентин оказался простым и открытым человеком. При этом он настоящий профессионал своего дела, у которого всегда есть чему поучиться. Конечно, небольшие споры по рабочим моментам у нас порой возникают, но без этого невозможна работа бригады, – говорит Геннадий Бабошин.

По словам помощника, главное требование к работе любой локомотивной бригады – безопасность движения. А принципам безопасности Валентин Задиренко следует неукоснительно. Во многом благодаря этому машинисту удалось откатать без аварий и происшествий свой миллион километров.

При этом нельзя сказать, что бригаду просто минуют опасности. К примеру, пару лет назад Валентин Задиренко обнаружил на своём пути висящий на контактной сети оторванный пантограф. Хорошо, что бригаде удалось вовремя среагировать на ситуацию и остановить поезд. 

Профессионалом своего дела Валентина Задиренко можно назвать и в семейных вопросах. Вместе с супругой они воспитывают троих детей, старший из которых уже поступил в магистратуру, а младший только ходит в детский сад. 

 – Один мой друг говорит, что все блага семьи зависят от того, где работает отец. Этот как раз про мой случай. Всё материальное, что я имею сейчас, заработано на железной дороге. При этом я искренне люблю свою профессию.  Так и получается, что семья и работа для меня  неотделимы друг от друга, – заключает Валентин.

Автор: Виталий Калашников