Его призвание – энергетика Забайкальская магистраль

Его призвание – энергетика

Сергей Маркевич, инженер топливно-энергетического центра Забайкальской железной дороги

Сергей Маркевич трудится на ЗабЖД более 45 лет, продолжив династию почётных железнодорожников

Сергей Маркевич накануне профессионального праздника получил из рук начальника Забайкальской железной дороги Валерия Фомина, пожалуй, самую дорогую отраслевую награду – знак “Почётный железнодорожник”. А до этого его не один раз поощряли за самоотверженный труд почётными грамотами и ценными подарками.

Сергей Иванович – коренной забайкалец. Он родился на станции Могзон 14 февраля 1952 года. Детство провёл в Железнодорожном районе города Читы, немалая часть взрослого населения которого трудилась, естественно, на железной дороге.

– Помню, как мы с мальчишками бегали на железную дорогу, смотреть на поезда, – вспоминает Сергей Иванович. – Для нас тогда это было одним из популярных развлечений. Мне нравилось, как гудели паровозы, выпуская клубы пара и дыма, как мимо проходили пассажирские поезда, за окнами вагонов которых кипела своя, дорожная жизнь.

В семилетнем возрасте Серёжа пошёл в школу №41. В ней он проучился восемь лет. Аттестат о среднем образовании получил уже в средней школе №50, по окончании которой поступил в Иркутский политехнический институт на энерготехнический факультет.

Пять лет пролетели словно одно мгновение. И вчерашний студент Сергей Маркевич получил диплом по специальности “Электрические станции, подстанции, сети и системы”.

– Для нас, вчерашних школьников, поступление в институт было прорывом в новую жизнь, – заметил Сергей Иванович. – С первых же дней я активно включился как в учёбу, так и в общественную деятельность. В начале сентября студентов первого, второго и третьего курса отправляли в колхозы и совхозы, помогать в уборке урожая. Для нас это было своеобразным клубом знакомств, а руководство могло выявить лидеров и ведомых. Это было славное время.

В 1976 году, сразу же по окончании института, Сергей Маркевич устраивается на работу электромеханником в ремонтно-ревизионный цех тяговой подстанции Читинской дистанции электроснабжения.

С тех пор прошло 40 лет. Однако Сергей Маркевич трудится на Забайкальской железной дороге уже более 45 лет – с 1970 года, когда он пришёл в локомотивное депо станции Чита-1 учеником электрослесаря.

– С Забайкальской железной дорогой в качестве работника я познакомился ещё будучи школьником, – улыбаясь, сказал Сергей Иванович, – Когда мне было 16 лет, наша соседка, заведующая базой отдела рабочего снабжения, пригласила поработать грузчиком. Я наравне со взрослыми разгружал вагоны. Моя первая зарплата составила 40 рублей, что для школьника в те годы было целым состоянием.

А ещё на выбор места работы повлияло, безусловно, то, что его отец, Иван Варфоломеевич, проработал на Забайкальской железной дороге 53 года. Он был главным инженером локомотивной службы, начальником дорожного центра научно-технической информации. Уйдя на заслуженный отдых, не сидел без дела, работал директором музея ЗабЖД.

Знак “Почётный железнодорожник” в семье Маркевичей – не первый. По окончании Великой Отечественной войны высокую награду получил дядя Сергея Ивановича – Никита Варфоломеевич, которому на момент вручения знака было... 18 лет!

– Во время войны семья отца жила на станции Могзон, и его брат Никита с 14 лет работал в локомотивном депо бригадиром несовершеннолетних, ребят 13-16 лет. За свой труд он и получил высокую награду в 1945 году, – поведал Сергей Маркевич.

Сегодня Сергей Иванович трудится инженером в дорожном топливно-энергетическом центре. В его обязанности входит контроль за рациональным потреблением электроэнергии в структурных подразделениях ЗабЖД, в том числе использование энергосберегающих технологий, а также определение лимитов на будущее.

– Эта работа мне знакома с 1982 года, когда я перешёл в Читинское отделение дороги старшим инженером отдела электрификации, – сказал Сергей Иванович. – Сейчас этому направлению придаётся большое значение. Мы консультируем структурные подразделения дороги по расчёту лимитов, оказываем практическую помощь по рациональному использованию электроэнергии. Чаще всего приходится доказывать, почему необходимо увеличить лимиты. Также мы следим за тем, какое оборудование приобретается и как оно используется.

Сергей Иванович говорит, что на любом предприятии, в любой должности он всегда стремился выполнять свои обязанности качественно и в срок, так, чтобы было чем гордиться. Когда он работал во вновь созданном Забайкальском филиале структурного подразделения “Энергосбыт и энергонадзор” в должности начальника отдела, а впоследствии и главным инженером, ему и его команде удалось решить вопрос по установке современных промышленных электросчётчиков на все тяговые подстанции, расположенные на полигоне Забайкальской железной дороги.

– Дело в том, что установленные ранее электросчётчики не удовлетворяли условиям выстраиваемой в компании автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии, или сокращённо АСКУЭ, – пояснил Сергей Иванович. – Поэтому старые приборы были заменены на новые, имеющие повышенный класс точности, типа “ЕвроАльфа”. Также на всех тяговых подстанциях была проведена модернизация измерительных комплексов низкой стороны и установлена система учёта потребляемой электроэнергии на вводах высокого напряжения.

Стоит отметить, что АСКУЭ была внедрена и на девяти железнодорожных узлах Забайкальской железной дороги. В это же время был смонтирован и сдан в эксплуатацию дорожный центр планирования и потребления электроэнергии, в котором консолидированы данные об электроэнергии, потребляемой всеми тяговыми подстанциями в любой момент времени. Также благодаря АСКУЭ ведётся постоянный мониторинг, позволяющий оперативно обнаружить сбои, несоответствия в системе энергоснабжения и своевременно принять меры по их оперативному устранению.

В свободное от работы время Сергей Маркевич любит посидеть за рулём своего автомобиля “Хонда-Стрим”. Заметим, у него огромный стаж автолюбителя – водительское удостоверение он получил в 1972 году. Он с ностальгией вспомнил свои первые автомобили – “Москвич-412” и ЗАЗ-968, которыми ему позволял управлять отец, и, конечно, “Ладу-Самару” – свою первую личную машину. За рулём он старается быть предельно внимательным, не отвлекаться на мелочи и соблюдать правила дорожного движения.

– Не нужно лезть на рожон, – советует Сергей Иванович. – Нужно просто уверенно и спокойно вести автомобиль.

Вместе с супругой, Светланой Анатольевной, они разрабатывают дачный участок, расположенный на берегу реки Ингода, где иногда по вечерам Сергей Иванович сидит с удочкой, наслаждаясь тишиной и свежим воздухом. Кроме того, на дачном участке высажены различные кустарники, малина, смородина, черёмуха.

– Мы познакомились со Светланой, можно сказать, совсем неромантично, – вспоминает мой собеседник. – Сначала я познакомился с её мамой, которая в то время работала проводником пассажирских вагонов. А однажды, когда болел папа, Светлана пришла ставить ему банки.

Светлана Анатольевна работает заведующей отделением станции переливания крови 321-го военного клинического госпиталя.

В 1988 году Сергей Иванович и Светлана Анатольевна совершили, как они шутят, предсвадебное путешествие.

– Сначала мы ехали поездом до Москвы,а потом до Бреста, – вспоминают супруги. – А потом по Польше и Чехословакии путешествовали автобусом. Поездка нам очень понравилась. Но так получилось, что во второй раз мы смогли поехать за границу спустя почти 20 лет – в 2007 году, на китайский курорт Бейдахэ.

А поженились Сергей Иванович и Светлана Анатольевна 31 декабря 1988 года. Вместе они воспитали дочку Марию, которая, к слову, сейчас трудится также на Забайкальской железной дороге, в дирекции энергоснабжения. Она окончила с золотой медалью читинскую школу-гимназию №4, а затем, с красными дипломами, факультет энергоснабжения Забайкальского института железнодорожного транспорта и экономический факультет Забайкальского государственного университета.

Не только дочь следует советам отца, но и коллеги Сергея Ивановича. Особенно часто к нему обращается за помощью молодёжь. И он никогда не откажет, правда, может по-отечески поворчать.

– Мы всегда стараемся помочь друг другу, – говорит он. – Кто-то хорошо разбирается в одном вопросе, а кто-то досконально изучил другую тему. Мы делаем одно дело и работаем на общий результат.

Коллеги по топливно-энергетическому центру ЗабЖД отзываются о Сергее Маркевиче как о настоящем профессионале, ратующем за общее дело.

– Сергей Иванович – один из самых опытных сотрудников, профессионал своего дела, – отметил Роман Кобызев, начальник топливно-энергетического центра ЗабЖД. – К нему часто обращаются за советом коллеги, и он всегда помогает. Конечно, иногда у нас с ним бывают незначительные разногласия, тем не менее, мы всегда находим компромисс.

В свою очередь, Сергей Маркевич тепло отзывается о коллегах:

– Мне повезло с нашим руководителем, Романом Владимировичем. Несмотря на достаточно молодой возраст, он профессионально относится к обязанностям. Если коллеги что-то сделают не так, он тактично укажет на ошибку и поможет исправить.

Сергей Иванович признался, что ему нравится заниматься тем, что он делает.

Во многом из меня сделали профессионала мои учителя – Виктор Семёнович Перцевой, начальник отдела электрификации Читинского отделения дороги, и Валентин Михайлович Варганов, начальник Читинской дистанции энергоснабжения. Они всегда были для меня примером.

Автор: Анатолий Якимов