Предотвратила беду Уральская магистраль

Предотвратила беду

Ирина Пономарёва, дежурный по переезду

Дежурный по переезду вовремя заметила неисправность на локомотиве, угрожающую безопасности движения поездов

Ирина Пономарёва работает дежурным по переезду, расположенном рядом с остановочным пунктом Мысы, на 1414-ом километре перегона Курья – Оверята, с прошлого года. За столь короткий период она уже не раз проявила бдительность на рабочем месте. Последний такой случай произошёл месяц назад – 25 июля. 

В тот день, при приближении очередного грузового поезда со стороны станции Курья к железнодорожному переезду, Ирина Витальевна услышала нехарактерные стуки. Как оказалось, один конец песочной трубы локомотива отсоединился и задевал пути.

– Ситуация потенциально угрожала безопасности движения, – считает дежурный по переезду. – Я приняла необходимые меры, как того требует инструкция. Сразу же связалась с дежурным по станции Оверята. Грузовой состав остановили. После устранения неисправности поезд отправился дальше. 

По словам ревизора по безопасности движения поездов Свердловской дирекции тяги Дмитрия Сереброва, в этом случае потенциальная угроза для движения поездов действительно была.

– Кто знает, к каким тяжёлым последствиям привела неисправность, если бы Ирина Пономарёва не заметила её?! – говорит Дмитрий Сергеевич. – Задевая пути, песочная труба локомотива могла зацепить тягу стрелочного перевода, которая соединяет переводной механизм с остряками. Всё это в худшем случае привело бы к сходу подвижного состава. К счастью, благодаря бдительности дежурного по переезду этого не произошло. 

На Свердловской железной дороге Ирина Витальевна работает 11 лет. Из них долгое время – в моторвагонном депо Пермь-2. На этом предприятии она была мойщиком-уборщиком вагонов электропоездов. 

– Несколько лет назад я перевелась в Пермскую дистанцию пути, – рассказывает моя собеседница. – Поначалу трудилась подменным дежурным на разных железнодорожных переездах, находящихся на участке от станции Шабуничи до станции Оверята. Потом пришла на это рабочее место. Здесь мне нравится. Интересно. Хотя порой бывает непросто. Движение на нашем участке интенсивное. В среднем поезда следуют через каждые восемь–десять минут. Что, в общем, не удивительно. Транссиб ведь. От дежурного по переезду требуется всегда быть бдительным и внимательным. 

По словам Ирины Пономарёвой, проще всего ей работать в дневную смену. Ночью бывает сложнее, к тому же поездов в это время суток, как правило, проходит больше. 

– Зато автотранспорта ночью меньше, – добавляет моя собеседница. 

 Обязанностей у нашей героини и её сменщиц немало. Как правило, очередное 12-часовое дежурство начинается с проверки работоспособности устройств, наличия инструментов и инвентаря, осмотра участка железнодорожного пути и автотрассы, расположенных рядом с переездом. К тому же зимой Ирина Витальевна и её коллеги очищают от снега проезжую часть, резинокордовое покрытие и прилегающую к переезду территорию.

– Но в первую очередь, от нас требуется внимательно следить за тем, чтобы водители автотранспорта не выезжали на запрещающий сигнал светофора на железнодорожный переезд, – отмечает она. – Вот тут-то не обходится без эмоций со стороны автолюбителей. Всякие ведь люди бывают. Одни терпеливо ждут, когда переезд станет свободным. Для других же ожидание в несколько минут, пока проедет поезд, становится чуть ли не пыткой. Они начинают нервничать, кричать, скандалить… Мол, чего так долго стоим?! Проявление негатива с их стороны порой зашкаливает. Все эти эмоции выплёскиваются на меня. Особо нетерпеливые чуть ли не идут на таран на устройства заграждения. Однажды, один водитель КамАЗа даже сломал шлагбаум. Пришлось вызывать сотрудников ГИБДД, разбираться. В общем, на этой работе нужно иметь огромное терпение, чтобы не реагировать на выпады автолюбителей. К счастью, далеко не все водители по-хамски к нам относятся. Большая их часть отличается дисциплинированностью. 

По мнению дорожного мастера второго линейного участка Пермской дистанции пути Анатолия Гайдамашко, Ирина Пономарёва – грамотный, ответственный, исполнительный, квалифицированный работник. Она из тех людей, на которых всегда можно положиться. 

– Об Ирине Витальевне могу сказать только хорошее, – говорит Анатолий Анатольевич. – За относительно небольшой период работы в коллективе нашего участка она уже несколько раз предотвращала ситуации, которые могли угрожать безопасности движения поездов. Таким, на мой взгляд, и должен быть настоящий дежурный по переезду.

Как признаётся Ирина Пономарёва, несмотря на некоторые негативные моменты, профессия дежурного по переезду ей нравится. 

– На такой работе не заскучаешь, – делится она. – Учитывая интенсивное движение поездов, я фактически большую часть смены провожу на улице, встречая проходящие грузовые и пассажирские составы. Днем – с сигнальным флажком, а ночью – со специальным фонарём. Вроде бы не тяжело, но иной раз устаю. За то время, пока тружусь на этом месте, я полюбила то, чем сейчас занимаюсь. Считаю, что сделала правильный выбор, когда пришла сюда. Моя работа всегда на виду, поскольку связана с безопасностью движения поездов. В этом её важность и значимость.

Как считает председатель первичной профсоюзной организации Пермской дистанции пути Григорий Артёмов, наряду с выполнением своих профессиональных обязанностей,  Ирине Пономарёвой можно бы активнее участвовать в общественной жизни предприятия. 

– Для этого есть все условия, – подчёркивает Григорий Васильевич. – Так, у нас сейчас не хватает уполномоченных по охране труда. Можно проявить себя и в должности общественного инспектора по безопасности движения поездов. Было бы желание! Хотя, достаточно и того, чтобы работник регулярно участвовал в мероприятиях, организованных при содействии нашей «первички».  

Автор: Серик Мустафин