Одна колея на двоих Волжская магистраль

Одна колея на двоих

Константин Ворошилов Иван Тупицын, локомотивная бригада

Кировская локомотивная бригада предотвратила сход вагонов встречного грузового поезда

Тонкий слой снега ещё покрывал холодную мартовскую землю и растворявшиеся в темноте ночи электрические снопы света, падая вниз на ледяные кристаллы, обеспечивали лучшую видимость. Грузовой поезд № 2997 двигался в направлении Шарьи, уже оставив позади несколько часов однообразного путевого пейзажа и километры поблёскивающей стальной колеи. А далеко впереди всё то же...

С грохотом автоматной очереди
Машинист со своим помощником переглянулись. Хорошо бы чаю. В паре они работают меньше года, но почти сразу научились понимать друг друга с полуслова. Для Константина Иван – первый младший напарник, и из рядового коллеги, помощника как-то вдруг превратился в хорошего товарища и даже друга. И уже привычными для них стали вылазки на природу семьями, разговоры по душам, ремонт совместными усилиями.

Шёл третий час ночи, когда электровоз ВЛ-80, следовавший по нечётному пути, переехал так называемую нейтральную вставку – токораздел двух тяговых подстанций. Спускаясь с горки на перегоне Марадыковский – Котельнич-1, локомотивная бригада увидела приближающийся им навстречу грузовой поезд. Как и полагается, согласно шахматной системе контроля, Константин и Иван приготовились к внимательному осмотру проходящего состава. До скрещивания оставалась не больше 400 м, когда внезапно показалось – между вагонами что-то светлеет.

– Искрит? Ты тоже это видишь? – обеспокоенно спросил Константин.

– Да, вроде что-то там неладно, – услышал в ответ.

И всё ярче и ярче становился рвущийся в темноту свет. Стало ясно – искрила не колодка, было здесь что-то более серьёзное. Оказавшись совсем близко от того места, где скрывалась неисправность, вздрогнули разом. Вырываясь из-под сошедшей с колеи колёсной пары щебёнка с грохотом автоматной очереди выстрелила по юбке электровоза. Ещё подумалось обоим: «Хорошо, что у встречного цистерны порожние, а если бы перевернулись...»

Сегодня машинист электровоза ТЧЭ Лянгасово Константин Ворошилов и его помощник Иван Тупицын вспоминают о случившемся спокойно, но в ту злую ночь, конечно, поволновались. А как же иначе, ведь подобный случай для железной дороги – это серьёзное происшествие!

– Об увиденном мы тут же сообщили бригаде встречного поезда, – говорит Константин.

– Примерно тогда же у них сработало и автоматическое напольное устройство, – продолжает Иван. – После нашего сообщения они применили экстренное торможение.

И снова подхватывает старший коллега:
– По прибытии на станцию Котельнич сообщили о случившемся дежурной по станции и попросили, чтобы вагонники вышли осмотреть наш состав, ведь нас могло зацепить. Но оказалось всё в порядке, дальше уже спокойно добрались до Шарьи.

В официальном представлении к поощрению локомотивной бригады, проявившей себя с самой лучшей стороны, от имени исполняющего обязанности начальника Горьковской дирекции тяги Андрея Метёлкина написано так: «...За высокую профессиональную ответственность при исполнении служебных обязанностей, проявленную бдительность в обеспечении безопасности движения поездов Горьковская дирекция тяги ходатайствует о награждении знаком «За безопасность движения на Горьковской железной дороге».

Каждая поездка – новое приключение
Это их первая награда, но, думается, не последняя. Со мной соглашается машинист-инструктор локомотивных бригад депо Андрей Ивонин.

– Я считаю, что у каждого есть потенциал. Вопрос только – пользуется им человек или нет. Думаю, эти ребята воспользуются им в полной мере – подчёркивает Ивонин. – В профессиональном плане они – ответственная команда. Добрые и отзывчивые люди, вежливые и всегда готовые прийти на помощь.

Не менее благосклонна в своей оценке и исполняющая обязанности начальника резерва локомотивных бригад ТЧЭ Лянгасово Светлана Селиванова.

– Я с ними работаю уже пять лет, – говорит она, – и за это время они показали себя только с хорошей стороны. Дисциплинированные, всегда готовы к поездке и знают свои обязанности на «отлично».

Железная дорога для обоих стала первым местом работы, и оба определились с будущей профессией сразу после окончания школы, выбрав среднее профессионально-техническое училище № 3. Для Константина большие машины не были в новинку, отец всю жизнь проработал на грузовиках и сына нередко брал с собой покататься. Так что любовь к технике, можно сказать, впитывал с молоком. А ещё своё влияние оказали впечатления от ежедневного созерцания железной дороги, которая проходит совсем недалеко от его дома. Мальчишкой будущий машинист частенько с интересом наблюдал за кипящей жизнью загадочной магистрали. Много увлекательного рассказывал о дороге и дядя Константина Александр Кротов, бывший машинист ТЧЭ Лянгасово.

– Сейчас работаю и тоже вижу, как дети смотрят на поезда, улыбаются. Моей дочке всего годик, но локомотивы вызывают у неё уже такие эмоции!

В свою первую самостоятельную поездку, Константин вспоминает, очень переживал. Волнение не проходило и в первые месяцы работы – вдруг что забудешь или сделаешь не так?

– Но все проходило гладко?

– Тьфу, тьфу... Без нареканий.

Ивану освоиться на железной дороге помогал двоюродный брат Александр Предеин, работающий машинистом на пассажирском движении в эксплуатационном локомотивном депо Киров. Благодаря ему Ивану удалось, будучи ещё студентом, посмотреть на стальную колею из кабины.

– Это было ещё до практики. Захотелось проехать по участку Киров – Балезино, посмотреть вообще работу помощника машиниста, сигнализацию, режим ведения поезда. Я готовился к экзаменам.
Но мой вопрос о романтической стороне их профессий они улыбаются.

– Не без этого. Какой обзор открывается из кабины электровоза, дух захватывает! Лето – всё зеленое, зима – белым бело вокруг, весной – земля распускается на глазах. И вообще каждая поездка – новое приключение.

Место не для сна
Но приключения бывают разные, не всегда приятные. Были и случаи со смертельным исходом, но о них рассказывать не любят. Константин отмахнулся одной фразой: «Двоих вытаскивал из-под электровоза».

– Перебегали пути в неположенном месте? – уточняю я о причинах.

– Не только, – признаётся Иван. – Один раз мужчина просто стоял в колее и ждал, когда пройдёт чётный поезд, а мы ехали с нечётным. Но почему он вообще стоял там? Мужчина не слышал приближающегося поезда, может со слухом проблемы были. Состав то ведь едет, грохочет. В тот день видимость была плохая, состав в горку поднимался. Когда мы человека заметили, то расстояние до него оставалось уже небольшое. Сигналили, применили экстренное торможение. Однако гружёный поезд быстро не остановишь...

Стоит ли говорить о большом психологическом напряжении локомотивных бригад в подобных ситуациях? Невиновность бригады признана и доказана, но разве это облегчает чувство вины? А сколько могло бы быть подобных случаев, если не внимательность, строгое соблюдение инструкций, готовность в любой момент принять верное решение и сделать все зависящее от них, по совести выполнить свои трудовые обязанности.

А летом 2015 года прямо в профессиональный праздник, День железнодорожника, с Иваном произошёл вот какой случай. Работал он тогда ещё в паре с другим машинистом. Всё шло своим чередом, пока с встречных поездов не стали поступать сообщения о подозрительной личности, слоняющейся на путях. Человек, по всей видимости, был очень пьяным. Через некоторое время коллеги предупредили локомотивную бригаду: «Он уже спит в колее!» Перед одной из станций в направлении Шарьи увидели, что между рельсов лежит что-то вроде мешка. Остановились примерно в 100 метрах. Оказалось – пьяный мужчина беспечно уснул посреди дороги.

– Смешно бы было, если б не было так страшно, – возмущается Иван. – Такие глупости люди делают... А ведь случись что, нас из-за него в полицию затаскали бы.
Обошлось. Как и во всех тех случаях, когда только бдительность локомотивной бригады позволяет избежать беду.

Автор: Алена Зудина