Движенец с 40-летним стажем
Юрий Кудрявцев, дежурный по станции Чита-2
Почётный железнодорожник движенец Юрий Кудрявцев награждён медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” первой степени
В 1978 году 22-летний Юрий Кудрявцев пришёл работать на станцию Чита-2 составителем поездов, а сегодня он дежурный по станции. Накануне Дня железнодорожника за достигнутые трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу ему в Москве была вручена медаль ордена “За заслуги перед Отечеством” первой степени.
– Я человек постоянный, – смеётся Юрий Фёдорович, начиная наш разговор. – Одна работа, один автомобиль, одна жена, одно увлечение. И если бы была возможность что-то изменить, я бы всё так и оставил, разве что окончил институт.
Мой собеседник рассказывает, что родился он в семье геологов:
– Родители ездили в отпуск, и я появился на свет в Поволжье. А вот зарегистрировали меня на станции Кука, где в то время жили мои бабушка и дедушка по папиной линии.
В детстве маленький Юра, будучи в гостях на станции Кука, часто ходил на работу к деду Грише, который работал кондуктором, а затем и дежурным по станции. Там он с интересом наблюдал за тем, как работают семафоры, как переводятся стрелки, как мимо проносятся поезда.
– Мой второй дед, по маминой линии, Андрей, также был железнодорожником. Он строил, а потом и работал на Китайско-Восточной железной дороге. Мама родилась в Харбине. В 30-х годах прошлого столетия, как и многие работники КВЖД, он был репрессирован.
Ещё в школе Юрий Кудрявцев увлёкся боксом.
– В годы моей юности было престижно заниматься спортом, – вспоминает он. – Пиком моей спортивной карьеры стало присвоение звания кандидата в мастера спорта.
В армии Юрий, благодаря своим спортивным достижениям, служил в спортивной роте Забайкальского военного округа. Будучи солдатом, он защищал честь округа на различных соревнованиях.
– Сразу после школы я устроился на работу на камвольно-суконный комбинат, куда потом и вернулся после службы в армии. Я, может быть, и не стал бы железнодорожником, да познакомился с будущей супругой, – заметил Юрий Фёдорович.
С супругой, Татьяной, Юрия, можно сказать, свёл случай. Однажды, ещё до службы в армии, он ждал друга. К нему подошла девушка, принявшая его за другого. Они разговорились, и Юрий пригласил её на концерт какого-то вокально-инструментального коллектива. Несколько лет они дружили. Татьяна дождалась его из армии, и они поженились. Татьяна работала гидрогеологом. Она-то и заставила Юрия в 1982 году поступить в Читинский железнодорожный техникум, который он закончил в 1986 году, получив специальность “Организация железнодорожных перевозок”.
Ещё одной причиной того, что он перешёл работать на железную дорогу, Юрий Фёдорович называет стабильность:
– У железнодорожников всегда были и зарплаты чуть побольше, и льготы определённые. А мне семью нужно было содержать и детей растить.
Юрий Фёдорович рассказал, что однажды, в начале 90-х годов, во время его смены возникла нештатная ситуация, с которой он справился, рискуя собственной жизнью.
– В те годы работать было несколько проще, – рассказывает он. – Мы не были обременены ворохом инструкций. Конечно, сейчас я понимаю, что каждая из них нужна, чтобы однажды спасти чью-то жизнь.
Раньше технология маневровых работ была проще. Отцепленные от состава вагоны можно было оставить без башмаков, предотвращающих их движение, если время стоянки вагонов не превышает 20 минут.
– Однажды группа вагонов, оставленная на первом пути без башмаков, по какой-то причине тронулась с места в восточном направлении, – вспоминает Юрий Фёдорович. – Ситуация требовала немедленного разрешения. Укатившиеся вагоны могли столкнуться с грузовым составом.
Юрий Кудрявцев и его коллеги по смене не растерялись. На укатившихся вагонах была перекрыта тормозная магистраль, сработали автотормоза. Трагедии удалось избежать.
После этого случая в 1993 году составитель поездов Юрий Фёдорович Кудрявцев был удостоен высшей отраслевой награды – знака “Почётный железнодорожник”.
В 1996 году ему, как одному из самых опытных работников, предложили перейти в дежурные по станции. Он согласился.
– Для меня эта работа была уже знакомой, – пояснил он. – В 1987-1988 годах я уже работал в аналогичной должности. Но решил вернуться в составители.
Юрий Фёдорович рассказал, что иногда работать составителем было трудно:
– В любое время суток, в любой сезон, и в дождь, и снег, в метель и пургу, мы работали, несмотря ни на что. Текучесть кадров была большая и иногда приходилось трудиться в три смены – когда три человека работают, сменяя друг друга. Хотя и профессия дежурного по станции ничуть не легче.
Работа дежурного по станции не стала легче с тех пор, когда Юрий Кудрявцев впервые сел за пульт. А порой даже бывает сложнее.
– Технологии ушли далеко вперед, а путевое хозяйство нашей станции, хоть и развивается, но не так стремительно, – делится мнением он. – Порой нам приходится принимать нестандартные решения. Особенно это касается пропуска длинносоставных грузовых поездов.
В своей работе Юрий Фёдорович внимателен и сконцентрирован, не имеет привычки отвлекаться от выполнения поставленной задачи. Ведь станция должна работать точно по расписанию. Этому он и учит своих молодых коллег. А их у него за 38 лет было очень и очень много.
Среди тех, кого Юрий Кудрявцев вводил в профессию, есть и диспетчер поездов Сергей Поляков, с которым они вместе получали заслуженные награды в Москве, и начальник станции Забайкальск Антон Лизов. А ещё – Александр Мирошниченко, Денис Байсанов, Алексей Звягинцев и ещё не один десяток движенцев.
Рассказывая о своей профессии, Юрий Фёдорович шутит, что нажимать кнопки на пульте дежурного по станции можно и медведя научить, вот только он не будет осознавать свои действия. Это доступно лишь специалистам, ответственным не только за свои действия и поступки, но и коллег. Кроме того, нужно всегда быть начеку и в случае нестандартной ситуации молниеносно принимать решения и быстро действовать.
Рабочая смена дежурного по станции начинается с установления устойчивой связи с машинистами как маневровых тепловозов, так и локомотивов, ведущих поезда на подступах к Чите. А затем начинаются рабочие моменты: прицепка, отцепка, маневровые работы.
– В нашей работе может случиться всякое, – считает Юрий Фёдорович. – Бывало, что отказывало табло дежурного, на котором отображается расположение и движение поездов по станции. Тогда процесс приходится контролировать только по рации.
Свободное время Юрий Кудрявцев любит проводить дома, ухаживая за аквариумными рыбками.
– Дома у меня три аквариума, – с гордостью заявил он. – Конечно, среди их обитателей есть и “любимчики” – астронотусы. Это достаточно капризные, но в тоже время умные рыбки. Придёшь, бывает, домой уставшим с работы, подойдёшь к аквариуму, а они тут как тут. Смотрят на тебя, вращая огромными глазами и безмолвно шевелят губами, словно поддерживают.
Кроме рыбок, в доме супругов Кудрявцевых есть ещё две собаки и две кошки. Всем им нужна забота и ласка, каждого питомца нужно покормить, а собак ещё и сводить погулять.
А ещё Юрий Фёдорович любит возится со своим автомобилем – “Тойотой-Кариб” 1993 года выпуска. И, как он говорит, ни за что не променяет свой автомобиль на новый, так как он к нему уже давно привык.
– А ещё мне нравится путешествовать, – сказал Юрий Кудрявцев. – В этом году мы совершили достаточно увлекательную поездку. Были у дочери в Новосибирске. А, благодаря награждению, был ещё и в Москве.
Юрий Фёдорович рассказал, что за все годы работы это была его третья поездка в Москву по служебным делам. В первый раз он был делегатом Первого Всероссийского съезда железнодорожников, состоявшегося в 1996 году. Во второй раз он участвовал в юбилейных мероприятиях, посвящённых столетию Транссиба.
– Тогда, в 2001 году, я и ещё трое моих коллег проехали в специальном поезде от Владивостока до Москвы и обратно, – вспоминает он. – На каждой крупной станции для нас были подготовлены праздничные программы, экскурсии по городам. Это было не только познавательно, но и полезно. Мы с коллегами с других дорог обменивались опытом, рассказывали, как у нас обстоят дела.
2001 год был знаменательным для Юрия Фёдоровича ещё и потому, что он был награждён медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” второй степени.
А в третий раз Юрий Кудрявцев посетил Москву по служебным делам в августе 2016 года, когда он ездил на церемонию награждения.
– Это был незабываемый момент, – с гордостью отметил он. – Мне медаль ордена “За заслуги перед Отечеством” первой степени вручали одному из первых. На церемонии был заместитель министра транспорта России и президент ОАО “Российские железные дороги” Олег Белозёров.
Сегодня дети Юрия Фёдоровича давно уже взрослые и живут отдельно, воспитывая своих детей. Дочь, Наталья, живущая сейчас в Новосибирске, окончила Западно-Сибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, где получила юридическое и экономическое образование, работает в отрасли сотовой связи, воспитывает дочь, Ульяну. А сын, Михаил, занимается частным извозом. В прошлом он, как и отец, занимался боксом, и привил любовь к этому виду спорта своей 14-летней дочке, Владилене, которая не так давно завоевала титул чемпионки Забайкальского края по боксу среди девушек и сейчас готовится к обучению в спортивной школе. И его сын, 7-летний Радик – спортсмен, увлечённый футболом. Пока они не задумываются, кем будут, когда вырастут.
– Порой наша жизнь преподносит сюрпризы, – говорит Юрий Фёдорович. – Хочется, чтобы они были только приятными.
Автор: Анатолий Якимов