Метод Звонарёва Куйбышевский железнодорожник

Метод Звонарёва

Василий Звонарёв, осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Круглое поле

Осмотрщик-ремонтник Василий Звонарёв стал рекордсменом по обнаружению трудновыявляемых дефектов вагонов

Василий Васильевич  работает в должности осмотрщика-ремонтника вагонов эксплутационного вагонного депо Круглое Поле с 2003 года и за этот относительно непродолжительный период  уже успел наработать свой метод определения и выявления неисправностей в литых деталях тележки.

О методе Звонарёва в депо уже слагают легенды. Коллеги шутят: «У Звонарёва вместо глаз – лупа». Руководство депо гордится: «Когда Василий Васильевич поезда принимает, мы спокойны. Глаз у него – алмаз. Ни одна трещинка не спрячется».

С легендарной личностью мне удалось встретиться во время его очередной смены. Василий Васильевич первым встречает поезд и принимается за работу. Он предельно сосредоточен. Ещё бы. За отведённое на осмотр небольшое количество времени ему необходимо убедиться в том, что состав исправен и может без помех продолжить путь. Василий «читает» вагон как раскрытую книгу, деловито просматривает своим главным напарником – маленьким фонариком – все детали вагонной тележки. 

«Чисто», – выдаёт вердикт проверки Звонарёв. И у нас появляется возможность побеседовать. 

Мой герой немногословен. Но, когда прошу его рассказать о секретах профессионального мастерства, Василий Васильевич  «оживает» и изливает душу. 

«При техническом осмотре вагонов на путях тщательно осматриваю все детали вагона, используя при этом небольшой фонарик, даже в дневное время, – рассказывает Василий Васильевич и показывает мне своего карманного друга, излучающего свет. – На практике я стал замечать, что еле заметная царапина может таить в себе серьёзную опасность, а неисправность одной детали может стать причиной неисправности в других узлах вагона. Для себя всегда отмечаю, что при наличии на вагоне неравномерного проката или выщербины по кругу катания вероятность образования  трещин в наружном углу с внутренней стороны боковой рамы возрастает в разы. К примеру, при  наличии   блестящей полосы на «скользунах» есть  вероятность трещины с внутренней стороны боковой рамы, а при изломе фрикционного клина нужно тщательно осматривать  технологические  окна  боковой рамы с обеих сторон». 

Признаюсь, что для меня, журналиста с большим опытом работы в отраслевой прессе, слова осмотрщика-ремонтника звучали как иноязычная речь. Но то, что метод Звонарёва действительно продуктивен, – сомневаться не приходится. 

«За восемь месяцев 2016 года Василий Звонарёв выявил 15 трудновыявляемых  дефектов и является в депо лидером, – говорит начальник эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле Марс Хайруллин. – Восемь дефектов уже подтвердилось, за что Звонарёву была выплачена премия в размере 35 тыс. руб. Среди подтверждённых трудновыявляемых дефектов есть трещина боковой рамы. За обнаружение этого серьёзного дефекта, который мог привести к крушению поезда, осмотрщик-ремонтник вагонов получил 14 тыс. руб».  

Василию Звонарёву 32 года, но в его послужном списке много наград за качественную работу. Неоднократно он премировался  руководством дороги, депо, а приказом президента ОАО «РЖД» в 2011 году он был награждён знаком «За безопасность движения». А собственно изобретённый метод Звонарёва по осмотру ходовой части вагонов был взят на вооружение его коллегами по цеху.  

Кстати, трещину боковой рамы в грузовом вагоне Василий Васильевич также обнаружил с помощью маленького фонарика. 

«Ночь стояла тёмная, поэтому я вооружился фонариком, – вспоминает осмотрщик. – Он меня и выручил. Подошёл к пятому с головы вагону и начал производить осмотр в том месте, где только что был обнаружен так называемый «ползун». Сам себя настроил, чтобы не просмотреть что-нибудь важное, ведь найденный дефект мог иметь какие-то последствия. Уже случалось такое, что одна неисправность вызывала своего рода цепную реакцию и провоцировала другую. В общем, подошёл к колесу и начал его тщательно, буквально по миллиметру, осматривать. Вдруг в луче фонарика заметил на диске своеобразную жирную чёрточку. Она выглядела так, как будто кто-то провёл по диску чёрным фломастером. Позже оказалось, что там сквозная трещина размером 400 мм! Диск буквально треснул, даже его профиль изменился. Разумеется, колесо с такой трещиной далеко бы не уехало – продержалось бы километров 20 от силы, а там…», – обрывает свою речь наш герой и, разведя руки в стороны, добавляет: «Одному богу известно, что могло бы произойти. Но беды бы точно не избежать». 

Как мне потом удалось прочитать в технической литературе, при высокой скорости и нестандартной нагрузке колесо с таким дефектом могло просто развалиться. Но ситуацию спас Звонарёв, который вовремя применил свой метод, грамотно оценил ситуацию,  тотчас же передал информацию оператору, вызвал старшего по смене. В результате, вагон отцепили и отправили в ремонт.

Такой случай стал очередным подтверждением мастерства осмотрщика. За последние годы он не раз обнаруживал неисправности, которые практически незаметны глазу.

Прибывающие в парк поезда Звонарёв, как и все его коллеги, осматривает на ходу. Это позволяет обнаружить греющиеся буксы, выбоины, выщербины на колесах, заклинивания колёсных пар. После остановки поезда такие неисправности могут быть не замечены. Тот же «ползун» в злополучном вагоне Василий как раз определил, встречая поезд на ходу, по ритмичным ударам дефектного колеса о рельсы…

Работе в депо Василий Звонарёв обязан своему двоюродному брату. Тот тогда работал в Ульяновском отряде военизированной охраны, и, узнав о вакантных местах в депо, сообщил родственнику. Василий решил попробовать, начинал работать слесарем по ремонту подвижного состава. Вспоминает, что поначалу было очень трудно, но не стушевался, так как за плечами был тоже нелегкий труд нефтяника. Постепенно втянулся в работу. Помог хороший наставник – старший осмотрщик вагонов Владимир Сидельников, который быстро сделал из молодого парня профессионала. 

«Многие, с кем я работал в самом начале, те, кто, по сути, и дал стимул развиваться в профессии, уже не работают в депо, однако их опыт, их уроки и чувство локтя помню до сих пор, – вспоминает Василий. – На железной дороге, да и вообще в жизни, без этого чувства товарищества, по-моему, никак нельзя. Мы проводим в депо половину жизни, поэтому тут как бы вторая семья. И от каждого работника зависит, как пойдут дела, какой сложится климат. Именно здесь при помощи наставников мы приобретаем профессиональные качества, которые позволяют нам не пропустить неисправные вагоны. Наша задача – не подводить коллектив и дорогу. И помнить, что мы в ответе за жизнь пассажиров и сохранность грузов».

Автор: Александр Савенков