Сработал на предупреждение Октябрьская магистраль

Сработал на предупреждение

Алексей Голышев, старший электромеханик района контактной сети Московской дистанции электроснабжения

Алексей Голышев предупредил серьёзную аварию

Этим летом старший электромеханик района контактной сети Московской дистанции электроснабжения Алексей Голышев выявил трещину в горизонтальном стержне консольного изолятора на втором главном пути перегона Клин – Решетниково. К счастью, изолятор не успел до конца сломаться. Таким образом, Алексей Голышев предупредил серьёзную аварию, которая могла спровоцировать массовую задержку электропоездов на главном скоростном ходу ОЖД Санкт-Петербург – Москва из-за излома токоприёмников подвижного состава. 

Консольный изолятор – это часть контактной сети, изолирующая напряжение. Его повреждение ставит под угрозу безопасность движения поездов. 

– Если дефект не будет вовремя обнаружен – деталь сломается. Но аварийная ситуация возникнет не из-за этого, а из-за того, что оборванные вследствие поломки изолятора провода будут мешать проезду. Изолятор держит контактную сеть, без него в ней не будет напряжения. А без напряжения электропоезд не сможет ехать, – уточняет Алексей Голышев. 

Сразу после обнаружения дефекта он сообщил о нём начальнику района контактной сети. Удачным совпадением стало то, что на тот день было запланировано «окно» для ремонта контактной сети. Во время работы бригады снимается напряжение и путь закрывается для движения поездов. 

– Аварийно останавливать движение поездов не пришлось. Кроме того, шла верховая диагностика, которая помогла бы обнаружить эту неисправность. Но лучше раньше, чем позже, – уверен старший электромеханик. 

Больные места на сети периодически меняются. Если выявляется какой-то серьёзный дефект, то проверяются аналогичные детали на всей линии от Москвы до Санкт-Петербурга. 

Такой тип изолятора используется не повсеместно, но они есть. После обнаружения той трещины с помощью мотрисы были обследованы все места их установки. 

Герой сегодняшней нашей рубрики «Доска почёта» вспомнил, что пару лет назад в итоге поломки КИС произошла авария:
– Мы выезжали и восстанавливали сеть, а движение пришлось закрыть на время производства работ. 

Однако, винить кого-то в недогляде, из-за которого произошла аварийная ситуация, преждевременно. Нередко контактную сеть повреждают случайные люди из хулиганских побуждений.

– Когда во время обхода всю контактную сеть осматриваешь, замечаешь следы от выстрелов. Это охотники в лесу так развлекаются. Дети тоже любят поиграться камнями, бросая их в провода. С моста люди что-то выбрасывают, – рассказывает Алексей Егорович.

К сожалению, ни взрослые, ни тем более дети не задумываются, сколько проблем они создают железнодорожникам своими играми и беспечностью.

Сам Алексей Голышев, по его признанию, в такие игры никогда не играл. Родители, которые до сих пор трудятся на «железке», иногда брали сына с собой на работу. 

– В дорогу я влюбился с детства и хорошо понимал её роль и значение в жизни людей, – говорит Голышев. – Мой отец, Егор Михайлович, – начальник участка в дистанции сигнализации, централизации и блокировки, мама, Татьяна Алексеевна, – оператор на железнодорожной станции. Их рассказы о работе в детстве заменяли мне сказки на ночь.

После окончания школы Алексей получил образование в Канаковском энергетическом колледже. Вернувшись из армии, устроился на Октябрьскую магистраль энергетиком.

– Мне нравится моя работа. В этом заслуга и моих наставников. Это, прежде всего, начальник нашего района контактной сети Александр Бурцев. Он научил главному – добросовестно относиться к работе. Первый свой выход на линию я осуществлял со старшим электромехаником Валерием Пономарёвым. Он по-доброму делился своим бесценным опытом и учил грамотно работать.

Впечатления от своего первого осмотра Алексей Егорович не может забыть до сих пор.

– Я, словно первоклассник, смотрел на всё, раскрыв рот. Всё было интересно, я с огромным удовольствием шёл каждый раз на работу. Интерес не иссяк и до сих пор. Контактная сеть усовершенствуется, дорога постоянно развивается, скучать некогда, – отмечает Голышев.

За почти полтора десятка лет работы в дистанции, он выявил не один десяток подобных дефектов. 

– Выявить проблемные места помогают плановые и внеплановые обходы с осмотром устройств. Мы берём с собой бинокль и каждый сантиметр зоны своей ответственности осматриваем самым внимательнейшим образом. Когда что-то серьёзное находим – получаем определённое удовлетворение от того, что не пропустили, предотвратили ЧП.

Без бинокля электромеханикам не обойтись. Работа связана с выявлением больных мест на шестиметровой высоте. Бинокли помогают увидеть все мельчайшие детали контактной сети.

Периодически Алексей Голышев вносит свои рационализаторские предложения. Правда, не все из них в силу экономичес-кого кризиса в стране удаётся реализовывать. 

– При обрыве проводов для их стягивания я предлагал использовать электролебёдку, чтобы не вручную это делать. Но это довольно дорогостоящее мероприятие и его пока в нашей дистанции не внедряли, – делится с нами электромеханик-рационализатор.

Другая разработка Алексея Голышева нашла место в работе энергетиков. В прошлом году он предложил использовать специальные рычаги для выпрямления прута заземления опор контактной сети.

– Когда на участке работает какая-либо техника, эти пруты часто повреждаются, искривляются. Раньше их возвращали в исходное положение вручную. Это был долгий и трудоёмкий процесс, – разъясняет Алексей Егорович. – Теперь в наших дистанционных мастерских делают эти рычаги, поэтому процесс выпрямления идёт быстрее.

Главным качеством в работе энергетиков Голышев считает трудолюбие. Кроме того, важно активно нарабатывать опыт, знать все слабые места контактной сети. 

– Всё зависит от самого человека. В нашей работе смотреть надо не под ноги, а наверх и по сторонам. Скоростное движение обязывает быть особенно внимательным.

Внимательность помогает Алексею Голышеву и в жизни: за 15 лет управления автотранспортом – в том числе служебным – он, к счастью, не допустил ни одной аварии. Не исключает, что благодаря этому уцелел и во время службы в горячей точке на Северном Кавказе. Коллегам из других служб внимательность Голышева тоже на руку. Где-то заметил клемму раскреплённую – сообщил путейцам. На проходящем поезде увидел дефектный токоприёмник – доложил дежурному. 

– Бывало, что и зацеперов на составах замечал. Тоже сообщал на станцию, – вспоминает Алексей Егорович.

Напоследок многодетный отец и ветеран боевых действий на Северном Кавказе Алексей Голышев поделился с нами своей мечтой – доработать до того времени, когда запустят новые поезда на магнитной подвеске.

Автор: Надежда Плахова