С инертным грузом – без инертности
Андрей Пакштяев, мастер участка производства городской товарной станции Москва-Рязанская
Андрей Пакштяев – один из лучших мастеров дороги
Андрей Пакштяев – мастер участка производства городской товарной станции Москва-Рязанская. Человек, для которого железнодорожник – не просто профессия, а образ жизни со своим ритмом, философией и законами, профессиональными и просто человеческими. И, может быть, даже в какой-то степени – судьба. Корреспондент «Московского железнодорожника» встретилась с ним. Узнала об образовании новой династии на стальной магистрали. И, можно сказать, открыла новую традицию.
Как ни заглянешь на Москву-Рязанскую, что по соседству с нашей редакцией, там охранник на шлагбауме стоит, краны работают, подвижной состав грузится. Жизнь кипит. И многое я вроде бы уже познала на железной дороге. Но чтобы вагон зачищался после выгрузки чуть ли не до блеска – ни единого камушка, щебёночки на хребтовой балке – это, по моим обывательским меркам, высший пилотаж. И мне всё хотелось узнать, кто приводит это грузовое хозяйство в движение, да ещё с таким умением. И вот, наконец, я выяснила.
Андрей Пакштяев прибыл в редакцию сам, чтобы мне, учитывая срочность и «нелётную погоду», не ехать к нему на погрузочный пункт в Раменское (по графику он в этот день работал там). Не терять много времени на дорогу и не мёрзнуть. Прибыл ровно в назначенный час. Вошёл как-то так по-деловому, по-хозяйски. Отказавшись от чая, попросил сразу же перейти к делу. На нём была обычная гражданская одежда – свитер. А парадную для фотосессии – рубашку с галстуком – он привёз с собой. (Как он довёз её без единой складочки, загадка). И уже по тому, как он аккуратно повесил её на плечики, многое стало понятно.
Быть может, это немного… женский взгляд. Но аккуратность – это такое качество очень ёмкое, которое в принципе характеризует человека и включает в себя не только «внешнее», но и «внутреннее». Не только костюм, но и отношение к работе, к людям. Как проходит рабочий день во вверенном ему хозяйстве? Подали вагоны, работники участка их погрузили, закрыли. Вагонник досмотрел, приёмосдатчик проверил. Или пришёл груз – выгрузили, люки, двери закрыли и т. д. Составили акт выполненных работ. Всё в общем-то как у всех, технология одна. Но, как всегда, всё дело в человеческом факторе и в мелочах.
Внимание мастера к каждому, даже самому незначительному элементу технологического процесса позволяет избежать нестыковок, сэкономить время и ресурсы. И прежде всего человеческие. Он сам лично знает все механизмы, с которыми работает, всю технику. Если вдруг какие-то неполадки (даже с краном), всегда понимает, о чём речь. И сам смотрит, можно ли своими силами отремонтировать. И только в случае, если нужна помощь узких специалистов, докладывает руководству. А если по мелочам, тем более чинит сам. Даже с инертными грузами – никакой инертности.
– Я не люблю момент, когда вагоны ещё не пришли и станция пустая. Всё должно крутиться, вертеться, – говорит Андрей Григорьевич. – Люблю, чтобы было движение, что б жизнь кипела.
И да, особое внимание к зачистке. Вагон должен быть зачищен идеально. Это для обывателя чистый вагон – эстетика. Для специалиста – сохранность подвижного состава. И дело даже не в том, что придёт ревизор по сохранности и проверит или с сортировки пришлют телеграмму с «упрёком». А в том, что он и сам любит чистоту и безупречность в работе.
Но во главе угла, конечно, – отношение к подчинённым. Сам он называет это казённо – индивидуальный подход. На самом деле это – чистоплотность, справедливость и понимание. Он всегда идёт на уступки. Нужно по семейным обстоятельствам пораньше уйти домой – без проблем. Чаю попить, пока вагоны не подали, – пожалуйста. Не любишь вагон метлой зачищать, а любишь лопатой – лопату тебе в руки. Ну а коль нарушил охрану труда, получи наказание – лишение премии. Всё честь по чести. Впрочем, он не говорит: «наказать», он говорит: «пожурить». И люди – две бригады по шесть человек – трудятся с энтузиазмом. Надо, и сверхурочно задержатся. Коллектив стабильный. А стабильность, как говорят в спорте, признак мастерства. Мастера. Руководство ОАО «РЖД» и МЖД по достоинству и оценило мастерство Андрея Пакштяева. Он неоднократно награждался благодарностями и грамотами, признавался лучшим мастером дороги.
– За то недолгое время, которое мы работаем с Андреем Григорьевичем, он показал себя с наилучшей стороны, как настоящий профессионал, – характеризует своего сотрудника Руслан Докучаев, начальник городской товарной станции Москва-Рязанская Московской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций Московской дирекции по управлению терминально-складским комплексом. – Грамотный специалист, который разбирается во многих вопросах, связанных с его непосредственными обязанностями. Надёжный сотрудник. Ответственный человек, отзывчивый, душа коллектива. Короче говоря, с ним можно хоть в разведку.
Он пришёл на стальную магистраль после армии. На погрузочно-разгрузочных стал сразу бригадиром, а через два года его назначили мастером. Трудился и учился в вузе на заочном. Образование позволяет Андрею Пакштяеву заниматься более лёгким и, может быть, даже чуть менее ответственным делом, работать в офисе. Но он вот уже почти 16 лет – на железной дороге. И не потому что здесь стабильность и соцпакет (хотя это важно), а потому что ему нравится эта настоящая, мужская, интересная работа. Производство. Здесь он чувствует, как кипит жизнь.
– Вот заходишь на станцию утром, охранник у шлагбаума стоит, краны работают, подвижной состав грузится, и душа радуется, – говорит он.
Считается, мужчина должен построить дом, вырастить сына и посадить дерево. Андрей Пакштяев дополнил этот портрет железнодорожными линиями и красками, наполнив «идейным содержанием». Дом построил сам и сейчас живёт в нём с семьёй – супругой и двумя сыновьями, 12-летним Алексеем и семилетним Кириллом. Посадил деревья на участке. Воспитывает династию. Младший обожает поезда и, как считает папа, станет железнодорожником. И открыл новую традицию – они с супругой сыграли свадьбу в День железнодорожника. Оказывается, браки заключаются не только на небесах, но и на стальной магистрали.
Автор: Светлана Новаковская