Сюрприз в «кривой» Призыв

Сюрприз в «кривой»

Пётр Калинин, Машинист эксплуатационного локомотивного депо Челябинск

Машинист эксплуатационного локомотивного депо Челябинск предотвратил сход пассажирского поезда

В тот день локомотивной бригаде эксплуатационного локомотивного депо Челябинск в составе машиниста Петра Калинина и его помощника Артёма Плетенцова предстояло вести пассажирский поезд от Кропачёво до Челябинска. Принимая электровоз ЭП2К, машинист подробно расспросил коллег с Куйбышевской железной дороги о том, как вел себя локомотив в пути, внимательно осмотрел все узлы и агрегаты, механическую часть. Этому непреложному правилу он строго следует с того самого момента, как встал за правое крыло локомотива. 

– Это же техника, и в дороге с ней может случиться всякое, а за спиной семнадцать вагонов с пассажирами, которые доверили нам свое здоровье и жизнь, поэтому лишний осмотр никогда не помешает. Никаких авось быть не может, только чёткое выполнение инструкций! – подчеркивает Петр Калинин. 

Тем более что участок, по которому бригаде предстояло ехать, считается на Южно-Уральской железной дороге самым сложным по профилю. Тут необходимо быть всегда начеку. Въехали на перегон Уржумка – Хребет. Скорость – 66 километров в час. До предвыходного сигнала станции Хребет оставалась совсем немного времени. Стали входить в кривую радиусом 325 метров. И то, что произошло через пару секунд, машинист Петр Калинин и его помощник Артём Плетенцов запомнили на всю жизнь.

– Вдруг на 1969 километре пикет восемь почувствовали сильнейший боковой толчок. Впечатление было такое, что электровоз наткнулся на какое-то препятствие. Его основательно тряхнуло. Ничего подобного до этого момента мне испытывать не приходилось. Все произошло так неожиданно, что, честно говоря, я даже испугался. Нет не за себя, а за пассажиров, конечно. С правой стороны крутой обрыв. А если сход? Даже страшно представить то, что могло произойти, – вспоминает машинист. 

У Петра Калинина было буквально секундное замешательство, а потом голова начала четко работать, раскладывая всё по полочкам. По поведению локомотива понял, что это неисправность пути и, скорее всего, угол в плане. В подобных переделках Петру Калинину за время работы в поездах бывать не приходилось, тем не менее он не растерялся и действовал так, как написано в инструкциях и ПТЭ. 

– На инструктаже мы постоянно и очень подробно разбирали подобные случаи, которые происходили на сети за последнее время, поэтому решение принимал уже автоматически, – продолжает свой рассказ Петр Калинин. 

Скорость поезда в тот момент была приличная, и в данном случае экстренное торможение запрещено, потому что оно может наделать ещё больше проблем. Ведь неизвестно, как поведет себя неисправный путь. В такой ситуации состав останавливают только служебным торможением, что машинист успешно и сделал. 

Пётр тут же дал команду помощнику с его стороны наблюдать, как вагоны проходят кривую, а сам продолжал вести поезд. В 14 часов 25 минут состав прекратил движение. Петр доложил дежурному по станции Хребет, предупредил локомотивную бригаду вслед идущего поезда. Кстати, это был воинский эшелон, который тут же был остановлен. А потом связался с начальником поезда и вкратце обрисовал причину экстренной остановки. На основании приказа поездного диспетчера перегон был закрыт для движения всех  поездов.

Согласно инструкции машинист вместо себя в кабине электровоза оставил помощника, а сам с начальником поезда отправился осматривать состав. Никаких замечаний к его техническому состоянию не было. Никто из пассажиров не пострадал. А вот когда подошли к хвостовому вагону, то его проводник пожаловался, что занимался мелким ремонтом и во время неожиданного толчка даже свалился на пол вагона. Потом Пётр Калинин вместе с начальником поезда, электромехаником и проводником принялись внимательно осматривать путь. Примерно на расстоянии 200 метров от хвостового вагона на правой нитке обнаружили небольшой угол в плане. По словам машиниста, увидеть этот дефект из кабины электровоза да еще на скорости около 70 километров в час было практически невозможно.

– В тот день я находился в кабине локомотива, проверял выполнение работы по системе информации «Человек на пути» и стал невольным свидетелем инцидента, – рассказывает инспектор службы охраны труда Южно-Уральской железной дороги Александр Кайгородов. –  Толчок был очень сильный. Локомотив сначала качнуло влево, а потом бросило вправо. И если бы не держался, то точно упал бы. Ничего подобного в моей жизни не случалось. Несмотря на эффект неожиданности, машинист Пётр Калинин не растерялся и действовал очень чётко и грамотно. Не проявил в экстремальной ситуции абсолютно никакой паники. Молодец!

Боковой толчок стал не только хорошей проверкой технических знаний и реакции машиниста, но отличным наглядным уроком для помощника Артёма Плетенцова, которого к Петру Калинину направили поднабраться опыта. Вместе они работают всего два месяца. Артём имеет права машиниста и готовится встать за правое крыло электровоза.

– Я тоже испугался. Но, увидев, как уверенно действует мой наставник, сразу успокоился. Для меня это отличный урок на будущее. Но лучше бы не попадать в такую ситуацию, – признается Артём.

Расследованием установлено, что в тот день на этом участке проводились работы по одиночной замене негодных деревянных шпал. Однако путейцы Златоустовской дистанции допустили два серьёзных нарушения. Во-первых, они не имели права  в период высоких температур вмешиваться в путь. Во-вторых, нарушили технологию и не сделали соответствующие промеры рельсовой колеи после выполнения работ, поэтому угол в плане и просадка пути не были выявлены. В результате задержаны один пассажирский и два грузовых поезда на 69 минут. Перерыв в движении составил 57 минут.

Благодаря умелым и грамотным действиям локомотивной бригады эксплуатационного локомотивного депо Челябинск удалось избежать более серьезных последствий. Машинисту Петру Калинину 32 года. Окончил железнодорожное училище в Челябинске. После службы в армии вернулся в локомотивное депо, в котором проработал 12 лет. Из них четыре года был помощником и уже восемь лет самостоятельно водит пассажирские и грузовые поезда по всем направлениям. Потомственный железнодорожник. Дед работал машинистом паровоза. Поэтому Пётр, которого, кстати, назвали в его честь, тоже решил выбрать для себя эту нелегкую профессию. В депо говорят, что Петра Калинина отличают грамотность и ответственность, которые стала его второй натурой.

Автор: Вячеслав Чеботько