Неожиданная задержка в пути Вперёд

Неожиданная задержка в пути

Валерий Анциферов Максим Дробязгин, машинист, помощник машиниста

Действия машиниста Валерия Анциферова и его помощника Максима Дробязгина помогли справиться с нештатной ситуацией в пути

Случай задержки пригородного поезда № 6216 Белгород – Курск 30 января на перегоне Солнцево – Шумаково стал «боевым крещением» не только для молодого помощника машиниста Максима Дробязгина, но и для машиниста Валерия Анциферова, за плечами которого 27 лет в профессии.

 

– Большой опыт и помог, стаж работы не дал слабинки. Действовал, как учили наши инструкторы и руководители, хотя никогда раньше с таким сталкиваться не приходилось, – говорит машинист.

Сегодня, после детальных объяснений и разборов, локомотивной бригаде не в чем себя упрекнуть. У руководства тоже никаких претензий нет, наоборот, проявленным профессиональным качествам и навыкам дана самая высокая оценка.

И.о. начальника производственного участка Белгород моторвагонного депо Отрожка Павел Горофатский солидарен с мнением компетентной комиссии:

– Неправильные действия машиниста и помощника повлекли бы за собой гораздо больше ущерба, значительно сильнее пострадали бы и контактная сеть, и электропоезд. Они действовали профессионально, сделали всё так, как надо.

И, как принято говорить в таких случаях, обошлись малой кровью. А ведь в той нештатной ситуации было от чего растеряться:

– Едем мы, солнышко ярко светит, снег блестит, и ничто не предвещает беды. После Солнцево помощник отправился установленным порядком по поезду – слушать и смотреть, чтобы стёкла были целы и нигде не стучало… Я находился в кабине один, когда перед платформой Гридасово увидел падение консоли контактной сети с несущего троса на контактный провод.

Кто знает, удалось бы заметить угрозу в тёмное время суток, благо, тогда немало обстоятельств было на руку. Ясный день, бодрые и отдохнувшие, недавно прошедшие комиссию члены локомотивной бригады. Неожиданно оторвавшаяся от опоры консоль (видимо, сильные морозы сделали своё губительное дело) свалилась как снег на голову перед самым носом – примерно в 150-200 м, электричка же мчалась со скоростью 95 км/ч.

Тут и глазом моргнуть не успеешь! А машинист успел нажать на кнопку «опустить токоприёмник», одновременно применив экстренное торможение. Принял все меры, однако ввиду малого расстояния и большой скорости предотвратить ЧП не удалось. Удар пришёлся по крыше, над лобовым окном со стороны помощника, наделав немало бед: сломал токоприёмник, снёс антенны и рации, срезал козырёк водоотлива, оборвал контактную подвеску.

Максим Дробязгин почувствовал его, когда подходил к последнему вагону, а в довесок услышал характерный хлопок рвущегося провода. По связи «пассажир-машинист» получил указание вернуться в кабину управления, затем последовала новая команда: закрепить электропоезд тормозными башмаками и ручными тормозами.

Уже по пути пытался успокоить заметавшихся по всем четырём вагонам пассажиров, на  борту электрички находилось 115 человек:

– Говорил им, что выходить нельзя, надо сесть, волноваться не стоит, причины задержки объясним чуть позже. Самое главное, никто из пассажиров не пострадал.

Контактный провод под напряжением – серьёзная опасность. Надо отдать должное, люди слушались и реагировали адекватно. К работе с ними подключились и разъездные кассиры пригородной компании «Черноземье», и сотрудники частного охранного предприятия, которые сумели подобрать нужные слова. Общими усилиями удалось погасить панические настроения в зародыше.

10.46, место остановки – 586 км, пикет 6, вокруг – сильное провисание контактной сети. Что оставалось делать дальше? Только следовать инструкции.

Объявили пассажирам, что нельзя выходить, закрепили электропоезд, доложили дежурному по станции, проинформировали о случившемся происшествии: «Внимание, внимание, всем поездам!» Рассказ о последовавших событиях ведётся только во множественном числе, на «я» и «ты» бригада не делится.

Второй путь перегона Солнцево – Шумаково закрыли для производства аварийно-восстановительных работ, сбор бригад был объявлен незамедлительно. Поездной диспетчер Сахариус сообщил, что помощь будет осуществляться с хвоста, помощник машиниста оградил поезд, уложив петарды за 800 м.

После прибытия вспомогательного локомотива ЧМЭ3 согласовали действия, опробовали тормоза и потихоньку вернулись на станцию Солнцево, где высадили пассажиров. В памяти очевидцев отложилось и то, как людей попросили занять один вагон, двери без питания пришлось закрыть на ключ, и то, как контактники держали провод, опасаясь, что зацепится. Пассажиров уже через 10 минут забрала прибывшая из Белгорода электричка, задержка в пути составила немногим больше часа.

Вспомогательный локомотив потребовался и пострадавшему электропоезду, дальнейшее движение которого не представлялось возможным.

– В следующий раз сможем ещё быстрее справиться, – делает вывод машинист, – но пусть такое больше не повторяется!

В его речи и манере держаться чувствуются уверенность и надёжность, наша беседа протекает непринуждённо, без заученных фраз и заминок:

– Работа у нас хорошая, для настоящих мужчин, требует внимания и обязательно твёрдого характера, чтобы, случись что, не нюни распускать, а командовать, не бояться брать ответственность на себя. Знаем своё дело: не превышай скорость, не проезжай на красный, график соблюдай, – и тогда всё будет хорошо!

Валерий Анциферов из тех, кто рождён в СССР. На магистраль рвался ещё до армии. Пришёл устраиваться в локомотивное депо Белгород, а начальник Видуев сразу не взял, сказал, отслужишь – вот тогда милости просим. Так и вышло в 1990 году, не в его характере отступать от задуманного.

Работал на электровозах и тепловозах, а с 2006-го водит электрички. Говорит, живя в деревне, удобнее работать по графику. Построил дом в Беломестной, вырастил дочь. Она уже получила высшее экономические образование, порадовав «красным» дипломом.

А Максим Дробязгин попал на железную дорогу во многом благодаря… детской игрушке:

– Родом я из Обояни Курской области, у нас там только один переезд. Лет в восемь впервые увидел, как через него проехал тепловоз. Понравилось. А через неделю мне подарили железную дорогу, и вот тогда загорелось желание! Окончил школу, поступил в Курский железнодорожный техникум. С августа прошлого года работаю помощником машиниста, повезло – попал к отличному наставнику. Главное, чему у него можно поучиться, так это собранности и выдержке, чтобы в таких ситуациях работать быстро и без лишних нервов. А ещё он требует знания всех узлов. Мне нравится их изучать, всё так интересно.

Детские игрушки закончились, железная дорога экзаменует строго. Первое серьёзное испытание выдержал, действиями 23-летнего помощника опытный машинист остался доволен. Кстати, Максим с помощью телефона провёл фотосъёмку места происшествия, и эти снимки в дальнейшем очень пригодились.

Планы на будущее? Учиться и учиться, не зря же начинал. Из увлечений – только спортивные – бегает, в футбол играет. На заметку белгородским красавицам, семьёй пока не обзавёлся.

– Сегодня у нас среда, техзанятия, а потом планёрка, – засобирались мои собеседники, которые только что ранним утром привели в Белгород первую электричку из Курска.

Они спешили разбирать до деталей случаи, в одном из которых сами теперь уже могли бы преподать мастер-класс, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям.

Автор: Галина Мостипан