Два случая на перегоне Сулук – Могды Дальневосточная магистраль

Два случая на перегоне Сулук – Могды

Юрий Зайцев, ревизор по безопасности движения поездов по хозяйству пути Комсомольского территориального управления

Ревизор Юрий Зайцев выявил излом стыковой накладки и трещину рельса, представляющие угрозу движению поездов

О ревизоре Юрии Зайцеве, работающем на бамовском участке Комсомольского региона дороги, коллеги говорят, что его можно хоть каждый год поощрять за выявленные неисправности на путях, угрожающие безопасности движения поездов. И действительно, не так давно Юрий Семёнович в числе большой группы железнодорожников был поощрён начальником Дальневосточной железной дороги Николаем Маклыгиным. А чуть позже, уже этой зимой, он выявил излом стыковой накладки и трещину рельса, представляющие угрозу движению поездов.

Оба случая произошли на перегоне Сулук – Могды. Местность эта представляет собой межгорную долину, занятую марями и лиственничным редколесьем. Такие места для укладки пути и его эксплуатации считаются трудными. В своё время здесь работали железнодорожные войска, обустраивая перегон. Они первыми столкнулись с деформацией железнодорожного полотна, а потом эти же трудности стали испытывать железнодорожники, которым передали дорогу.
Данный участок Юрий Зайцев знает давно. Будучи сам путейцем, к этому перегону он всегда относился настороженно. Вот и в тот раз, как ни устал мерить километр за километром по путям, он внимательно оглядывал каждый рельс, каждый рельсовый стык. 
Так и есть: на одном из стыков ревизор обнаружил излом стыковой накладки. Изготавливают накладки из высокопрочной стали и подвергают закалке в масле, что обеспечивает им высокую прочность и долговечность. По прочности они не должны уступать рельсам. Именно по стыку при прохождении подвижного состава из-за зазора между рельсами на путь увеличивается ударно-динамическое воздействие. Поэтому стык считается самым напряжённым местом в пути, а накладка на нём должна это напряжение держать. 
«Да вот не удержала», – сделал мысленное заключение Юрий Зайцев. Он тут же вызвал мастера участка, и буквально за полчаса накладку заменили. 
Через несколько недель Юрий Семёнович опять осматривал тот же самый перегон. Всю неделю перед этим погодные условия то и дело менялись. Наблюдались перепады температуры от крепких морозов до вполне умеренных. Такая погода уже сама по себе неблагоприятна для пути. А тут ещё другой фактор – рельсы на этом участке давно не менялись. А металл, как известно, со временем стареет, рельс теряет свою прочность. И именно на такой рельс наткнулся ревизор. Трещина на его головке уходила глубоко внутрь. 
– Для замены этого остродефектного рельса потребовалось уже не 30 минут, как в первом случае, – объясняет, сидя за монитором компьютера, Юрий Зайцев. – Надо было подвезти рельсы, убрать остродефектный и заменить его новым. На всё ушло три часа.
Рассказывая, Юрий Семёнович ищет в своём архиве нужную фотографию, чтобы показать на мониторе, как выглядела та трещина. И действительно, этот дефект грозил со временем привести к излому рельса. Фотографию эту Зайцев сделал с помощью мобильного телефона. Теперь есть такая возможность: сделав фотографию, сразу переслать её на компьютер ревизорам, находящимся в Комсомольске. Всё оперативно и быстро.
– Когда я начинал работать, конечно, такой связи не было, – говорит наш герой. – 23 года назад не то что смартфонов, но и мобильных телефонов не было. Вся информация фиксировалась на бумажных носителях. Да и сам железнодорожный путь в то время на северном участке БАМа находился в довольно плачевном состоянии.
Начало 90-х годов прошлого века Юрий Зайцев вспоминает как самое трудное время в его ревизорской деятельности. Как тогда говорили, такого количества браков в работе и отказов технических средств, сколько их фиксировалось на БАМе, на других дорогах не было. Провисание рельсов, разрыв стыков – типичные дефекты для участков Февральской и Этыркэнской дистанций пути, которые контролировал молодой ревизор. 
– Чтобы привести эти участки в порядок после их передачи Дальневосточной железной дороге, приходилось работать на линии день и ночь, – вспоминает Юрий Зайцев. – Сейчас чуть полегче. А догляд за путями по-прежнему нужен строгий. Да иначе я и не умею. Привычка уже выработалась – внимательно осматривать каждый рельс. Даже когда не на работе, а скажем, на отдыхе… 

Автор: Георгий Куниловский