Забайкальская магистраль

К наградам никогда не стремился

Олег Захаров, начальник отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы Забайкальского линейного управления МВД России на транспорте

17 февраля начальник ЗабЖД Александр Скачков вручил полковнику полиции Олегу Захарову знак “Почётный железнодорожник”

В кабинете начальника отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы Забайкальского линейного управления МВД России на транспорте, полковника полиции Олега Захарова на стене висит чёрно-белая фотография, бросающаяся в глаза. На ней запечатлён мужчина лет пятидесяти, в строгом костюме и очках.

– Это мой дедушка, Григорий Петрович Цепенников, – пояснил Олег Захаров. – Он служил в транспортной полиции начальником дорожного отдела. Его сын, мой дядя, Сергей Григорьевич, и внук, мой брат, Андрей Сергеевич, также служили в органах внутренних дел на транспорте.
Олег Владимирович рассказал, что он родился в Чите 27 мая 1970 года. Его отец, Владимир Павлович – офицер Советской Армии, после отставки работал на Забайкальской железной дороге в энергоучастке. А мама, Альбина Григорьевна, преподавала английский и немецкий языки учащимся профессионального училища №12. По окончании школы №50 Олег немного поработал в вагонном депо на станции Чита-1. Затем служил в рядах Советской Армии, в Монголии.
– После службы в армии я поступил в единственную в Советском Союзе Могилёвскую среднюю специальную школу транспортной милиции, – вспомнил он. – В Белоруссии учился в течении двух лет. А вернувшись в Забайкалье, начал служить в уголовном розыске линейного отдела станции Чита-1.
Через несколько месяцев после начала службы он познакомился со своей будущей супругой, Александрой. Она постоянно общалась с ним по работе, консультировалась. Олег понравился девушке, как она сама призналась, тем, что “на голову выше всех”.
– Мы долго приглядывались друг к другу, – улыбнулся Олег Владимирович. – Почти два года. Зато нашему браку уже 20 лет. Поженились мы 30 ноября 1996 года. А зацепила Александра меня своей мудростью и красотой, а также открытостью и бойким характером.
Стоит отметить, что в молодости Олег Захаров занимался боксом. Он регулярно выступал на различных соревнованиях – школьных, армейских, студенческих. За успехи на ринге ему было присвоено звание кандидата в мастера спорта.
Навыки, привитые боксом, пригодились ему и в дальнейшем. Это, прежде всего, настойчивость и терпение, целеустремлённость и логическое мышление.
– Начинал я с должности сотрудника уголовного розыска линейного отдела полиции станции Чита-1, – сказал Олег Владимирович. – Затем работал оперативным дежурным. Когда предложили возглавить отдел по борьбе с преступными посягательствами на грузы, посоветовался с супругой и согласился.
В 2002 году его перевели в Забайкальское линейное управление МВД России на транспорте. Вначале он был оперативным сотрудником, а в 2005 году возглавил отдел по борьбе с преступными посягательствами на грузы ЗабЛУ МВД России на транспорте. Параллельно с работой Олег Владимирович получал высшее образование в Дальневосточном юридическом университете.
Он рассказал, что служба в его отделе требует особых профессиональных навыков. Сотрудники должны обладать не только юридическими знаниями, но и знать специфику работы приёмосдатчиков, машиниста локомотива, особенности грузового движения.
Принимая в отдел молодых сотрудников, Олег Владимирович смотрит не только на профессиональные знания и навыки, но и на способность кандидата нестандартно мыслить, оперативно принимать решения.
В последние годы нагрузка на сотрудников отдела увеличилась за счёт расследований преступлений, связанных с хищением деталей верхнего строения пути, дизельного топлива с локомотивов. Тем не менее, показатели по Забайкальскому линейному управлению на транспорте постоянно высокие.
В прошлом году сотрудники отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы ЗабЛУ МВД России на транспорте выявили и раскрыли 16 краж медесодержащего и иного оборудования локомотивов, 25 хищений горюче-смазочных материалов из локомотивов. Все преступления совершили работники локомотивных депо.
Стоит отметить, что сотрудники отдела постоянно проводят проверки деятельности пунктов приёма металлолома, а также мероприятия по выявлению реализации товарно-материальных ценностей, похищенных с объектов железнодорожного транспорта. По всем фактам хищения деталей ВСП и медесодержащего оборудования в течение дежурных суток проводят проверки пунктов приёма металлолома. За 2016 год во время таких проверок выявлено 46 хищений различных изделий с объектов железнодорожного транспорта.
Как сказал Олег Захаров, это работа, которой сотрудники отдела занимаются постоянно. Но, оказывается, он и его отдел раскрыли несколько интересных преступлений. Одно из них – хищение ферромолибдена из подвижного состава:
– Руду похищали прямо из контейнеров, перевозимых в полувагонах. Всего с сентября 2008 года по май 2009 года было зарегистрировано восемь фактов хищения ферромолибдена. Преступники прорубали отверстие в контейнере.
Олег Владимирович рассказал, что раскрыть данное преступление помог опыт сотрудников управления. Во время повторного осмотра места преступления были обнаружены окурки сигарет и бирка от вместительного пакета из-под макаронных изделий.
Как оказалось, преступники покупали мешки у жительницы посёлка Чернышевск. Затем они вместе с инструментом и мешками залезали в вагон поезда, в котором стоял контейнер с рудой. На перегоне между станциями Чернышевск и Солнцевая они вырезали в контейнере отверстие диаметром 0,5 метра, через которое в заранее приобретённые пакеты насыпали ферромолибден. На станции Солнцевая во время стоянки поезда они через люк выталкивали мешки с похищенной рудой и вылезали сами.
Общая сумма причинённого ими ущерба по восьми случаям хищений составила около 8,5 млн рублей.
А полтора года назад сотрудники отдела раскрыли ещё одно резонансное преступление – кражу деталей верхнего строения пути строящегося участка железной дороги Нарын – Лугокан.
Шестеро преступников, чётко распределив роли, похитили восемь комплектов стрелочных переводов, причинив ущерб около 10 млн руб.
Как выяснили следователи, один из жителей посёлка Шерловая Гора организовал группу, в которую входили нигде не работающие граждане. Двое из них демонтировали стрелочные переводы, третий – вывозил их в соседний район, четвёртый – грузил комплекты на автомобиль, пятый – оформлял поддельные товарно-транспортные накладные.
– Преступники демонтировали стрелочные переводы, а затем перевозили их на чабанскую стоянку, расположенную недалеко от станции Мирная, – рассказал Олег Захаров. – А затем при помощи поддельных товарно-транспортных накладных отправляли похищенное грузовыми автомобилями транспортной компании, зарегистрированной в Новосибирске, в другие регионы России.
Стоит отметить, что во время расследования данного преступления сотрудники отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы установили причастность данной преступной группы к хищениям около 30 тонн металлических железнодорожных деталей с территории производственной базы ПМС №247, расположенной на станции Зун-Торей Борзинского района. Похищенное преступники сдавали в пункты приёма металлолома в городе Борзе.
Олег Захаров признался, что свободного времени у него практически не бывает. Во время командировок он выходит на станциях для того, чтобы пообщаться с начальником линейного отдела, уточнить оперативную обстановку, посмотреть, как сотрудники наряда транспортной полиции выполняют свои обязанности.
Кстати, его жена, Александра Борисовна, работает вместе с ним в Забайкальском линейном управлении МВД России на транспорте, в уголовном розыске. Их старшая дочь, Динара, после окончания школы с золотой медалью поступила в Высшую школу экономики в Санкт-Петербурге. А младшая, Дарья, пока ещё ходит в школу и о том, кем она будет в будущем, не задумывается.
У Олега Захарова есть необычное хобби – он разводит голубей. Причём, предпочтение отдаёт спортивным породам.
– Разведением голубей я начал заниматься ещё в детстве. Мы тогда жили на Пожарке, и там многие, особенно в частном секторе, держали голубятни, – заметил Олег Владимирович и добавил, что по возможности старается показывать своих питомцев на выставках.
– За голубями нужно ухаживать, кормить, выпускать полетать, – сказал он. – В основном птица ценится лётная. Здесь учитывается и генетика, и выносливость, и тренировки. Я занимаюсь высоколётными породами, которым обязательно нужно летать. Некоторые могут провести в воздухе по 8-16 часов.
Он признался, что бывали случаи, когда отдавал голубя, а тот возвращался назад через несколько дней. Хороший голубь всегда найдёт дорогу домой.
Кроме того, в свободное время Олег Владимирович любит половить рыбу, отдавая предпочтение спиннингу, а не удочкам. Как правило, выбирает реки Читинку или Ингоду, Арахлейские озёра.
– Для меня главное – возможность покидать спиннинг, – сказал он. – А сколько рыбы я привезу – не важно.
Иногда выезжать в лес поохотиться на зайцев или боровую дичь, на косулю. Чаще всего, удаётся выехать ненадолго, в близлежащие леса. Хотя друзья зовут его в длительные экспедиции, но, к сожалению, отсутствие времени не позволяет такую роскошь.
За свой труд Олег Захаров неоднократно награждался почётными грамотами и благодарственными письмами, он имеет звание “Заслуженный юрист Забайкальского края”.

Автор: Анатолий Якимов