Дом - полная чаша
Дмитрий Бугров, машинист железнодорожно-строительных машин СПМС-318
Работник специализированной путевой машинной станции Горький-Сортировочный растит шестерых детей, трое из которых приёмные
ВЗЛЕТАЕТ ВВЕРХ И ЛЕГКО ЛОЖИТСЯ НА БОЛЬШОЙ КУХОННЫЙ СТОЛ НАРЯДНАЯ СКАТЕРТЬ. В МГНОВЕНИЕ ОКА НА НЕЙ ВЫРАСТАЮТ ГОРКИ РУМЯНЫХ ПИРОЖКОВ С ЯЙЦОМ И ЛУКОМ, БУЛОЧЕК С ЧЁРНОЙ СМОРОДИНОЙ, ПЛЮШЕК С КОРИЦЕЙ, ХРУСТЯЩИЕ ОГУРЧИКИ, АППЕТИТНАЯ КУРОЧКА, ТОРТ-МЕДОВИК...
В Муроме, на родине Петра и Февронии, на кухнях, наверное, нередко можно увидеть ромашки, символ семейного счастья. Но здесь, у Бугровых, они приобретают особенный смысл. Шестеро детей, абсолютное доверие и лад между супругами.
– Гав-гав, – слышим у ворот предупреждающий голос.
– Это наш сторож, – смеётся радушный хозяин дома Дмитрий.
Сторожем оказалась белоснежная китайская хохлатая пуховка, размером с большого кота. Помахивая хвостом, Шери приветствует гостей, словно долгожданных старых друзей. Через секунду тычется мокрым носом в руки. Ну как тут не растаять!
Отвлекает своим великолепием только накрытый стол.
– Во сколько вы встали? – удивляемся грандиозности приёма.
Светлана отмахивается:
– Поздно! Зарядку сделала, с Толиком анализы сдали для санатория, отвезли Лизу на контрольную по химии, вернулись и я испекла пироги.
– В кулинарии равных ей
нет, – гордится муж. – Позвонят друзья, а через час откуда не возьмись «поляна».
Можно ли писать о многодетной семье, акцентируя внимание лишь на одном из супругов? О Бугровых так не получится. Дмитрий – машинист железнодорожно-строительных машин СПМС-318, Светлана по образованию педагог-психолог. Село Ляхи Меленковского района Владимирской области для обоих – малая родина. А познакомились они ещё в школе. Она из шестого класса, он из десятого. По-серьёзному отношения начали складываться уже после армии. Вместе отправились в круиз, а по возвращении через три дня родители невесты встречали сватов. В 19 лет Светлана родила первенца. Старший Алексей – отличник, серебряный медалист, гордость школы. Когда-то его проект на тему «Моя будущая профессия» выиграл грант главы города. Сегодня Алексей заканчивает престижное учебное заведение в Москве. Будущему программисту 23 года.
– Но каким бы модным специалистом он ни был, всё равно стоит на трёх китах – вера, любовь, семья, – с нежностью отзываются о старшем сыне супруги.
Потом на свет появилась бунтарка Лиза. Вот она, ей 15. Красавица, умница, поёт, рисует.
– Мне бы выучиться, – рассуждает она о будущем. – Я хочу стать военным врачом и уехать в Санкт-Петербург в академию. Люблю армию и медицину.
А мечта родителей устроить всех детей на магистраль. Железная дорога – это стабильность. Может быть, младшие согласятся?
С появлением Ивана жизнь в семье Бугровых закипела с новой силой. Но Лизе среди мальчишек скучно. Вот бы сестрёнку! Сыграло ли это решающую роль в намерении взять ребёнка из детского дома? Скорее, подтолкнуло. Такая мысль зрела в семье давно.
– Почему?
– Да любовь к детям, – говорит Дмитрий, – желание помочь им. Знаете, сколько брошенных ребят!
Итак, приют города Кольчугино. Светлана замерла на пороге, растерявшись со всеми своими навыками психолога и педагога. «Мама, мама забери меня отсюда» – маленькие ручки цепляются за шею, десятки молящих глаз. Сердце сжалось от боли. Дмитрий пришёл в себя первым. Заметил сидящего в углу худенького Толика в больших очках. «Тебя здесь не обижают?» –
спросил. Четырёхлетний мальчик, не умея говорить, кивает, знаками показывает на «вон ту тётю». И решение было принято в тот же час.
– Мы ему гостинцы привезли, а он не понимает, что их есть надо, что это мандарин, шоколадка, – едва сдерживая нахлынувшие эмоции, вспоминает Светлана.
– Хороший мальчик, жалко его стало, – подхватывает Дмитрий. – Подумал, что он там пропадает! Я часто слышу: «Чужого не могу принять, никогда не полюблю». Да ничего подобного!
– Многие смеялись над нами, – говорит Светлана. – Даже уборщица там с укоризной мне говорила: «Четвёртого захотели». А я думаю: «Как ты здесь работаешь, рядом, и не могла его взять, тебе сложно? Что такого в этом для обычной женщины?».
Анатолию наняли дефектологов, логопедов. Направление было в интернат. Многодетная мама начала уже сдаваться: «Такой ребёнок, Дим, давай в интернате будем учить». Не отдал. И правильно, сегодня мальчик обучается в нормальной школе в классе коррекции.
А что с сестрёнкой? Через год Лиза снова пристала к родителям. Так в семье появились ещё приёмные дети – Людочка и Славик, сестра с братом. В 10 лет у Люды была очень тяжёлая ситуация со здоровьем. А в этом году инвалидность удалось снять. Вспоминая прошлое, супруга благодарна Дмитрию за поддержку. Решиться взять сразу двоих ребят было нелегко.
– Я помню, дверь открывается – и стоит Славик, лохматый, на грязной верёвке висит соска, – делится Светлана. – А я только после Ивана отдала коляску, манеж, памперсы. И думаю «не подниму, не подниму». В состоянии аффекта иду по коридору, а рядом муж: «Свет, он маленький, вырастет. Тебе Бог даёт, ты же любишь малышей».
О большой семье супруги, как оказалось, всегда мечтали и решение быть многодетными приняли сразу. Чтобы дом –
полная чаша, дети, гости, собаки…. Ведь это естественное состояние, уверены Бугровы. И журналистам, которые часто посещают семью, отвечают так: «Для нас это не подвиг, мы чувствуем себя органично». Оставив карьеру и посвятив себя детям, Светлана продолжает самореализовываться. Как женщина. И главные плоды трудов, конечно, в детях. Словно благословлённые свыше приёмные ребята вошли в дом легко, без конфликтов.
– Отношение у нас ко всем одинаковое… – отмечает Дмитрий.
– Нет! – возражает Светлана. – К каждому ребёнку – своё. Нельзя одинаково любить Алёшу и Славу. Каждый – личность, у каждого своя история, потребности.
Но в один голос супруги говорят об одном – как важно вкладывать в детей силы, заботиться о них одинаково.
– Лизе шубу и Люде шубу. Ване велосипед и Толе велосипед. Только так!
А железная дорога кормит. Дмитрий уверен, в 90-е, когда на стрелочном заводе, где он работал, стало тяжело, магистраль спасла семью. В ПЧ-28 на летние путевые работы требовались люди. Устроились тогда всего человек 15. Но впоследствии из них осталось только трое. Тяжело. Не всем эта работа оказалась по плечу.
– А у меня за спиной семья, отступать нельзя, – сказал, как отрезал, Дмитрий.
Путь у многодетного отца получился весьма интересный.Сначала он делал рельсы, потом, будучи путейцем, их укладывал, а сегодня ездит по ним. В этом году Бугров заканчивает Муромский машиностроительный университет (из МИИТа пришлось перевестись, так как сессии нужно было сдавать в Москве). И надеется поменять в своей карьере ступеньку.
– Он ответственный работник, хороший семьянин, в коллективе зарекомендовал себя положительно и на время моего отсутствия исполняет обязанности начальника, – отзывается о Дмитрии начальник путевой машины СПМС-318 Андрей Костылёв.
О том, как справляется многодетный отец, будучи единственным добытчиком в большой семье, Дмитрий говорит лаконично:
– Не скучно, на диване целый день, конечно, не лежим. Дом взяли в кредит. Вначале был неприглядный, всё своими руками устраиваем.
И пусть основные заботы о детях на маме. Ведь отец полмесяца проводит в поездках. На работе в пути его застаёт звонок. То Лиза просит помочь с задачей по физике, то на машине спустило колесо и к жене на подмогу нужно прислать товарища.
– Большая семья – это очень здорово, – рассуждает Дмитрий. – Неделю не был дома, приезжаешь, с ребёнком куда-то ехать, проблемы решать. Знаете, как это всё компенсируется? Домой заходишь, а к тебе целая орава бежит: «Папа, папа приехал».
Автор: Алёна Зудина