Сибирский характер Дальневосточная магистраль

Сибирский характер

Галина Дмитриева, сигналист станции Крабовая

Сигналист станции Крабовая Галина Дмитриева предотвратила столкновение поезда с автомобилем

Если встретить нашу героиню на улице, без форменной «желтушки» и спецодежды, – за красивым женственным обликом сложно угадать мужскую профессию, которой она посвятила половину жизни. Сигналист Галина Дмитриева работает на одном из стратегических участков Дальневосточной магистрали, станции Крабовая, больше 20 лет. И под самый закат трудовой биографии, когда все мысли только о заслуженном отдыхе, жизнь подбросила ей новую проверку. И она её с честью прошла, предотвратив столкновение поезда с автомобилем. 

Станция Крабовая расположена на юге Приморья. Её главные достопримечательности – с одной стороны море, часто капризное и штормовое, а с  другой  – сопки, крепко зажимающие её как в тиски. Здесь не ловят крабов и другую морскую живность. У станции, выросшей в одном из районов Находки, серьёзнейшая роль – она работает только с опасными грузами, обеспечивая жизнедеятельность крупнейшей в России нефтебазы. Поэтому и люди, которые здесь трудятся, тоже особенные, с крепким характером. Сигналист Галина Дмитриева – одна из них.
…В ту ветряную ночь первого дня весны всё шло своим привычным чередом. Галина Дмитриевна, только что заступившая на смену, как положено по инструкции, провела обход, проверив, всё ли в порядке. А через час получила новое задание: закрепить башмаки на четвёртом пути. Когда всё было готово, она неожиданно увидела, как впереди мелькнули огни. 
– От станции идёт кривая за сопку, и путь дальше не виден. Свет же натолкнул меня на мысль, что это тепловоз. Вот только зачем он заехал за скалу и встал? Эта мысль не давала покоя. А на улице уже стемнело. И ноги, натруженные ходьбой, болели. Но я всё же решила узнать, в чём дело, – рассказывает наша героиня. – А когда, наконец, подошла – не поверила своим глазам.
На путях, как раненная птица, распластался джип, вокруг которого суетились парень с девушкой. 
– Оказывается, машина, потеряв управление, слетела с 25 метровой высоты, спланировав по склону прямо на рельсы, – продолжает Галина Дмитриевна. – У меня сердце ухнуло внутри. Слава богу, люди были живы. Не знаю, пил ли водитель, но трезвым так не везёт. В голове сразу мелькнула мысль: по этому пути в любую минуту может проехать грузовой поезд от станции Рыбники или с Мыса Астафьева или, что ещё хуже, электричка. Кривой участок, плохая видимость –  локомотив просто-напросто не успел бы затормозить. 
Галина Дмитриевна сразу же начала звонить дежурному по станции, чтобы закрывал второй путь, как вдруг к ней подскочил парень, стараясь вырвать телефон из рук.
– Не звоните! Сейчас за нами приедут и вытащат машину! – нервно кричал он. 
– Но меня было уже не остановить. Где я нашла силы, не знаю. Отбежав подальше, уже по рации быстро сообщила о происшествии. 
Надежды ночных гостей, что джип, застрявший на рельсах, вытащат за пять минут, оказались напрасными. Операция заняла несколько часов. Сначала пригнали дрезину с краном, чтобы вытащить автомобиль. Но контактная сеть не давала поднять стрелу на нужную высоту. Пришлось автомобиль на руках тянуть с пути. А дальше транспортировать его мешала зажатость станции. Места для манёвра, чтобы не повредить путь, было крайне мало. Поэтому с этой задачей справились только к утру. 
– На моём месте это сделал бы любой другой человек, – упрямо говорит Галина Дмитриева. – У нас весь коллектив понимает колоссальную ответственность, которую возлагает работа на станции. Иначе нельзя, безопасность всегда на первом месте.
Однако значимость поступка нашей героини подтверждает благодарность, подписанная начальником Дальневосточной железной дороги, и выплаченная денежная премия в размере 50 тысяч рублей
Сама же Галина Дмитриевна о железной дороге не мечтала. Родилась она в Сибири в большой семье.
– Мы жили в глухой деревне, где и света-то не было, а детям надо было учиться. Поэтому родители переехали в Находку, а позже в Анисимовку, – рассказывает она о себе. – Отец устроился на железную дорогу. Он был зольщиком – чистил паровозные топки от остатков сгоревшего угля, перевозил золу на тачке на специальный полигон. Потом открыли тепловозное движение, и папа перешёл к путейцам. И даже когда вышел на пенсию, продолжал работать – в ведомственной охране, охраняя тоннель. Умер он в конце 1970 х годов. Помню, когда уже работала на станции, приезжала на кладбище, разговаривала с ним: «Папа, а знаешь, твоя дочь железнодорожником стала». Думаю, он бы гордился мной. 
Свою жизненную закалку, как считает Галина Дмитриевна, она получила на судоремонтном заводе. Именно там началась её трудовая жизнь. 
– Я 17 лет работала машинистом компрессорных установок – сжатый воздух подавала на суда, следила за состоянием технологического оборудования. Работа ответственная, хоть и шумная, – продолжает она. – Но началась перестройка, и в стране пошла чехарда. По восемь месяцев не платили зарплату, потом стали сокращать людей. Уходить было жалко, я была очень предана заводу. Но другого выхода не видела. Так я случайно оказалась на железной дороге.
Галина Дмитриевна сначала работала стрелочником.
– Эта работа физически тяжёлая, изматывающая – каждые 10 минут приходилось поворачивать стрелку, причём в любую погоду. К примеру, чтобы открыть маршрут одному поезду, следующему на Мыс Астафьева, нужно было повернуть 11 стрелок, – вспоминает она. – А 17 лет назад станцию Крабовая реконструировали, стрелочные переводы включили в систему электрической централизации. Пришлось искать себе новое применение. Так я стала сигналистом, который встречает поезда, крепит башмаками составы, затем отправляет их, помогает путейцам на снегоборьбе. Дело тоже нелёгкое, один башмак весит семь килограммов. А под состав, как правило, нужно поставить пять башмаков, а в штормовую погоду – семь. Работать приходится как в дневную, так и в ночную смену. Сколько всего башмаков нужно за 12-часовую смену перетаскать, наматывая круги по 15 км, не считала, но достаточно, поверьте. Поэтому, наверное, и считаю смены до пенсии, здоровье-то не железное. Хотя знаю, что душа за станцию будет болеть и звать обратно. 
Когда наша встреча подошла к концу, Галина Дмитриевна категорически отказалась фотографироваться в спецодежде. 
– Хочу быть красивой, – виновато оправдывалась она. 
А мы и не спорили. 
Сильная женщина с тонкой душой – сложное сочетание. Но именно эта слабость, этот добродушно-ироничный взгляд на жизнь и позволяют ей оставаться собой в сложном мире железной дороги.

Автор: Наталья Кузьмина