Елена «Бесстрашная» Волжская магистраль

Елена «Бесстрашная»

Елена Кобец, дежурная по переезду Кировской дистанции пути



У НЕЁ БЫЛИ СЧИТАНЫЕ СЕКУНДЫ, ЧТОБЫ СПАСТИ ЧЬЮ-ТО ЖИЗНЬ. В ГОЛОВЕ ПРОНЕСЛОСЬ ТОЛЬКО «ЛИШЬ БЫ УСПЕТЬ!» РВАНУЛА ЗАМОК НА ПОСТУ ДЕЖУРНОЙ ПО ПЕРЕЕЗДУ, И НОГИ САМИ ПОНЕСЛИ К МАЯЧИВШЕЙ ВПЕРЕДИ МУЖСКОЙ ФИГУРЕ.

СУДЬБОНОСНЫЙ ВЫБОР
Ни резкого звука гудящей электрички, ни стука собственного сердца Елена уже не слышала.На ходу брошенный взгляд в сторону поезда – оставалось метров двести до неминуемого. Успею! Вот только бы ему ноги не зацепило... Ещё мгновение – и в руках уже пьяно бурчал спасённый незнакомец. Потом он ещё долго будет ходить по путям и беспокоить локомотивные бригады, даже не осознав, что ему подарили новую жизнь.
То утро, 8 июля, дежурная по переезду ПЧ-10 Елена Кобец встречала в приподнятом настроении: суббота, автомобилей на дороге не много, погода радует. Да ещё долгожданный телефонный разговор с сыном, служащим в армии. «Мама, у меня всё хорошо» – значит, и день удался! А уже через несколько часов переезд 954 км стал местом чрезвычайного происшествия.
– Было где-то около 10-30, когда я увидела подвыпившего мужчину, – рассказывает Елена. –
Красивыми такими пируэтами вышагивал! Я ещё подумала: хоть бы не упал в какую-нибудь яму, ведь доставать придётся.
Но человек вскоре исчез из поля зрения, и работа продолжилась в привычном ритме. Спустя некоторое время железнодорожница случайно взглянула на монитор видеонаблюдения и вновь заметила мужчину. Шатаясь, он преодолевал оборудованный для пешеходов переход, и вроде бы успешно. Елена успокоилась. Сработала переездная сигнализация, женщина вышла посмотреть, нет ли препятствий на путях.
– Вдруг слышу: электропоезд подаёт сигналы большой громкости, – вспоминает моя собеседница. – Не могу понять, что случилось. Шагнула в сторону от щитка управления. Оказалось, что из-за пульта я не видела этого дядьку, а он уселся прямо в колее! Дальше всё было как в тумане.
– Господи, как страшно! – невольно вырывается у меня при просмотре видеозаписи с камеры наблюдения. – И как вы, такая хрупкая, здорового мужчину смогли вытолкнуть с путей перед самым носом электрички! А если бы не успели?
– В тот момент я об этом не думала. Быстро оценила ситуацию и поняла, что справлюсь. Хотя, конечно, повторись это вновь – не уверена, что поступила бы точно так же.
Но мне почему-то не верится. Я смотрю в добрые глаза Елены и понимаю: наверное, так бывает всегда – героические поступки совершают не задумываясь, ведь для принятия решения зачастую есть только несколько секунд. Что у человека внутри, то и показывается наружу: паника, решимость или безразличие. Давайте честно себе признаемся, кто из нас сделал бы такой выбор, оказавшись на месте Елены?
– Далеко не каждый способен на подвиг, – отзывается о своей подчинённой начальник ПЧ-10 Евгений Олюнин. – В такой момент она не растерялась, приняла правильное решение. Наверное, в этой ситуации так отреагировал бы только железнодорожник, привыкший к большой ответственности.

«Я СДЕЛАЛА ТО, ЧТО ДОЛЖНА БЫЛА»
Елена Кобец родом из Молдавии, но с шести лет живёт в России. Сначала это была Оренбургская область, затем Кировская. Здесь с 2011 года Елена начала работать на Горьковской магистрали. К слову, в семье железнодорожников не было никогда. Только братья, которые попали на дорогу совершенно случайно. Старший, Иван Кысса, живёт в Чите и трудится сварщиком в дистанции пути. Младший брат Евгений последовал на магистраль вслед за Иваном. Сегодня он дефектоскопист в ПЧ Киров. Он-то и позвал сестру в дистанцию. Вакансия дежурной по переезду показалась ей интересной, и решение было принято сразу. – Кем я только не трудилась до этого! – рассказывает о себе Елена Кобец. – У меня ведь профессии не было, воспитывала сына. Решилась пойти на железную дорогу, потому что здесь стабильность. Работа дежурной по переезду физически и морально тяжёлая. Но я с детства привыкла к трудностям, поэтому для меня это не имело большого значения. Со временем научилась и морально быть более устойчивой, спокойнее принимать стрессовые ситуации. Если честно, почти каждый день работа от нас требует напряжения всех сил.
А ведь сначала, когда Елена стажировалась на переезде 2 км, казалось всё просто. Поезд раз в сутки пройдёт – уже праздник. Заранее готовилась, ремешок поправляла, ведь мужчины едут.
– Помню, первые дни я не понимала, чем там заниматься. Всё, что можно было сделать, сделала. Убрала на путях все бумажки, мелкие стёклышки. Потом уже начала даже пост мыть снаружи, – смеётся.
Но всё изменилось, когда нашу героиню перевели на переезд
954 км. Тут уж не до уборки. Дело в том, что рядом расположен ещё один переезд, а между ними гаражи, в которые то и дело снуют автомобили, и все через переезд 954 км. Приходится следить и за своим, и за соседним постом. Допустим, из Кирова отправили поезд через тот переезд. Значит, нужно вовремя закрыть и свой, чтобы на путях не стояли машины. Да и загруженность большая: всё-таки главный ход.
– Это самое сложное, особенно летом. Машин очень много, и они обязательно ломаются! – сетует Елена.
– Обязательно? – удивляюсь.
А моя собеседница вместо односложного ответа рассказывает историю. Это было весной, в то время, когда у городского населения начинаются сады, огороды и поездки на природу.
В один из таких дней среди плотного потока автомобилей на путях неожиданно встала машина. Оказавшийся за её рулём пожилой мужчина страшно перепугался. Увидев побледневшего водителя, Елена поспешила узнать, в чём дело. Дедушка только руками развёл: «Что делать – не знаю, заглохла!»
– Давайте толкать! – не растерялась Елена.
– Деточка, ну как же мы будем толкать? Я старенький, а ты совсем молодая.
Но дежурная по переезду уверенно скомандовала:
– Садитесь за руль, как-нибудь справимся.
Позже автолюбители, конечно, останавливались, предлагали свою помощь. И всё обошлось.
– Другие девочки всегда в та-ких случаях просят кого-нибудь помочь, я не могу, – признаётся Елена. – Пока объяснишь, уговоришь, а принимать меры надо срочно. Поэтому всё сама.
Хорошо запомнился ей ещё один случай. Тогда Елена успела сильно испугаться. Работала на переезде в паре с беременной девушкой, которая приходила в дневную смену, встречали электропоезд. Вдруг, когда состав подошёл совсем близко к переезду, заметили, что из-под поезда клубится дым. Откуда? Посчитали, какой вагон, сообщили по рации машинисту и дежурной по станции. Всё, вроде бы, ничего, но напарница так разволновалась, что Елена уже подумала: придётся вызывать «скорую».
– Слава Богу, не пришлось, –
улыбается железнодорожница. – И поезд тогда благополучно остановили. Потом мы узнали, что это был только окурок и вспыхнувшие бумаги на ступеньках.
Но совсем неожиданным для меня было услышать, что Елена, оказывается, уже не первый раз спасает жизнь человеку!
В сгущающихся осенних сумерках дежурная по переезду 954 км вглядывалась, стараясь не пропустить момент, когда вдалеке замелькают огни пассажирского. Сосредоточенное ожидание прервали доносившиеся из темноты пьяные разговоры. Вскоре показались двое. В свете фонаря отчётливо были видны нетрезвые лица мужчин. «Опять», – недобро подумалось Елене. Любителей крепких напитков вечерами на железнодорожном переезде она уже повидала довольно много. И знала: хорошего не жди.
– Девушка, можно с вами познакомиться? – забормотал привычное один из них.
И обидевшись на молчание, пустился в такие рассуждения: «Если броситься под поезд, что будете делать?» Когда состав уже почти подошёл к посту, сказанное в шутку вдруг превратилось в реальное действие, грозившее страшными последствиями, – мужчина стал перешагивать пути. Внутри Елены что-то щёлкнуло, и она резко схватила его за одежду, потянула назад. Столько грубых, нецензурных слов обрушилось в её адрес спустя мгновение. С трудом удалось железнодорожнице в тот вечер расстаться со спасённым гостем. Долго мужчины бродили вокруг поста, выкрикивали ругательства, дёргали за решётку.
Тот случай тогда остался незамеченным, а последний уже успел облететь весь Киров, и отбоя от журналистов нет.
– Не люблю я такое внимание, –  признаётся Елена. – Ну какой это подвиг! Я просто сделала то, что должна была.
Автор: Алена Зудина