Трижды до Луны в локомотиве Волжская магистраль

Трижды до Луны в локомотиве

Андрей Балясов, машинист электровоза локомотивного эксплуатационного депо Горький-Сортировочный



Если учесть, что среднее расстояние от Земли до Луны составляет около 384,3 тысячи километров, получается: маши-нист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Горький–Сортировочный Андрей Балясов безаварийно преодолел это расстояние около трёх раз. Это документально подтвердил президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров, наградив Андрея Николаевича почётным Знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км».  

А вручал награду нашему герою в торжественной обстановке исполняющий обязанности начальника Горьковской железной дороги Александр Процкий после производственного совещания с локомотивными бригадами этого депо – в присутствии коллектива. Неудивительно, что Андрей впервые в жизни искренне разволновался. Его коллеги по работе, многие из которых давно знают Балясова как первоклассного машиниста, шумно порадовались за товарища, встретив его награду аплодисментами.
К сожалению, сегодня уже почти не осталось тех, кто так же искренне в свое время радовался за успехи и деда Андрея – работника Горьковской железной дороги, фронтовика Николая Грачёва. А ведь именно Николай Иванович привил любовь к профессии и людям, посвятившим ей свои жизни, и своему внуку, после того, как с Победой вернулся в Горький.  
Неслучайно, когда пришла пора, Андрей смышлёным не по годам подростком сделал однозначный выбор в пользу любимой профессии, переступив порог железнодорожного училища №20 в Горьком. По его окончании он работал помощником машиниста на грузовых поездах в депо Горький-Сортировочный. Потом был призван на воинскую службу, которая проходила в погранвойсках в советской ещё Прибалтике.
После демобилизации Андрей вернулся на родное предприятие, но решил себя попробовать уже на поприще пассажирских перевозок. И это ему удалось в полной мере. Сегодня за плечами у машиниста 22 года работы и у него самого растут внуки Кирьян и Даниил, а также внучка Дашенька, которая в этом году пошла во второй класс.  Андрей им так же, как в свое время его дед, много рассказывает про стальную магистраль. Поэтому уже сейчас малыши могут поведать своим сверстникам азы техники безопасности на объектах железной дороги: в каких местах пешеходам разрешается переходить через дорогу и почему детям и взрослым не следует в наушниках идти по ней, особенно в тёмное время суток…
Наверняка, когда мальчики подрастут, а им сегодня всего-то пять и шесть лет, оба пойдут по стопам деда и пра-прадеда, продолжив славную железнодорожную династию.
Удивительно, но Андрей до сих пор помнит во всех подробностях тот замечательный день, когда в конце 1995 года ему впервые доверили самостоятельное управление пассажирским поездом.
– Это было ощущение колоссальной ответственности, которая вдруг легла на твои плечи, –
делится наш собеседник. – В самом деле, всё – как при преодолении межпланетного пространства, если говорить о нагрузке. Ты самостоятельно управляешь сложнейшей машиной и уже не имеешь никакого права на малейший просчёт и на невыверенное решение.  
– Андрей Николаевич, оглядываясь назад, скажите, что лично для вас в профессии машиниста самое главное?  
– Главное – это не терять самоконтроля, что бы порой ни случилось, – уверенно говорит машинист первого класса. – Даже, казалось бы, в самой безвыходной, самой трудной ситуации каждому из нас всегда необходимо помнить: ты для пассажиров –
первый помощник во всем. Потому что в нашей профессии бывает всякое. Бывает, и лоси выскакивают на пути – и поезда их сбивают, и коровы ведут себя неадекватно…
Андрей Балясов припоминает: в 1992 году он трудился ещё помощником машиниста, когда был случай: на одном из перегонов, граничащих с лосиным питомником, их поезд с ювелирной точностью разъехался с сохатым. Бригада увидела «замечтавшееся» на путях животное в самый последний миг, но тем не менее хладнокровно, со всеми мерами предосторожности применила экстренное торможение.
К счастью, лесной красавец отделался лёгким испугом – его только слегка задело ветром по шкуре, и лось благополучно убежал в лес. А будь это иначе, возможно, пришлось бы вызывать техпомощь. Столкновение с лесным гигантом всегда грозит людям большой бедой.
Но лоси в процессе сосуществования с человеком хотя бы не потеряли свой инстинкт самосохранения и вовремя реагируют на угрозу жизни, заслышав сигнал электровоза. Но вот для коров этот закон не писан. Одна такая однажды вышагивала по путям на перегоне в Арзамасском районе. На сигналы поезда она не реагировала, а экстренное торможение уже не оставило несчастной бурёнке шансов на жизнь. В итоге, когда бригада с тогда ещё помощником машиниста Балясовым после отдыха возвращалась обратно, локомотивщики видели до боли обидное пиршество: местные жители разбирали потерпевшую на мясо.
Кстати, кроме Андрея Балясова Знак «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» заслуженно получил и машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Горький – Сортировочный Вадим Травкин. Оба были поощрены и материально.
Автор: Константин Шишарин